Мэрия предписала привести уличные вывески к единому дизайну | Город | Time Out

Мэрия предписала привести уличные вывески к единому дизайну

Павел Хицкий   4 сентября 2014
3 мин
Мэрия предписала привести уличные вывески к единому дизайну
С многообразием аляповатых вывесок, к которому привыкли москвичи, скоро можно будет распрощаться.

Городские власти решили законодательно регулировать их внешний вид, как делают в Берлине и Лондоне. В основу нового закона положили так называемый «дизайн-код» — подробный свод правил, составленный ГлавАПУ Москомархитектуры и «Студией Артемия Лебедева».

Где и когда

На 11 улицах в центре города дизайн-код действует уже с мая — в пилотный проект среди прочих включили Знаменку, Каретный Ряд, Пречистенку, Никольскую. В июне начинание распространили на десятки улиц внутри Садового кольца. А в сентябре мэрия решила, что новые правила нужно расширять на весь город — это случится в 2016 году.

Что меняется

Вывески на домах ограничивают до 50 см в высоту и 15 м в длину (в большинстве случаев на порядок меньше, зависит от здания). Они не должны перекрывать окна и висеть выше первого этажа, хотя в некоторых случаях можно установить надпись на крыше. Если вывесок несколько, они не могут располагаться одна над другой, только вдоль линии. Нельзя делать надписи на колоннах, пилястрах, козырьках и прочих декоративных элементах. Запрещено наглухо закрывать окна изнутри плакатами. Если в витрине есть реклама, между ней и стеклом должно быть расстояние в 15 сантиметров. На домах старше 1953 года вывески можно делать только из отдельных букв — чтобы не закрывать исторические фасады.

Что не так

Во-первых, жертвами дизайн-кода уже стали несколько красивых авторских витрин, формально не вписывающихся в его правила. Например, в августе городские власти провели рейд, в ходе которого снесли внешнее оформление кафе «Жан-Жак» и «Дети райка» на Никитском бульваре. На «Жан-Жак» теперь невозможно смотреть без слез, но главное — рейд почему-то не затронул аляповатые вывески близлежащих магазинов.

Во-вторых, решение ввести единые правила для вывесок по всему городу выглядит странно. Одно дело — старинные центральные переулки, другое — окраинные районы, где у домов вовсе нет декора. Наконец, в-третьих, в мире под дизайн-кодом обычно понимают общие нормы уличного благоустройства, которые охватывают вообще все — от высоты домов и размера окон на фасадах до дизайна плитки и вида урн и лавочек. В Москве пошли по узкому пути: на окраинах рядом с красивыми вывесками останутся вытоптанные газоны и мрачные ядовито-зеленые помойки.

Эркен Кагаров, арт-директор «Студии Артемия Лебедева»:

«Московский дизайн-код мягче, чем некоторые петербургские нормы. Там вывески на домах можно делать только из отдельных букв, а в Москве на зданиях, построенных после 1953-го, разрешают класть их на подложку. И конечно, закон пока затрагивает слишком маленькое количество объектов. Например, мне бы хотелось, чтобы появились правила дизайна для бордюров и заборчиков — сейчас их красят масляной краской, а это, мягко говоря, спорная практика. Что касается «Жан-Жака», надо понимать, что никакой закон не может и не должен охватывать все случаи. Если есть интересный индивидуальный проект — нужно обращаться в мэрию, там его согласуют. Но внешний вид «Жан-Жака», например, на Маросейке действительно не вписывался в фасад. Нельзя обязать все организации, работающие в доме, выглядеть в стиле «Жан-Жака», а отдельный яркий кусок, даже качественно оформленный, смотрится некрасиво. По-хорошему, в едином стиле нужно оформлять даже не отдельные здания, а кварталы».