Москва
Москва
Петербург
Евро любой ценой

Евро любой ценой

В этом году «Евровидение» рискует побить все рекорды по скандальности и накалу страстей, разгоревшихся как вокруг личностей участников, так и из-за их музыкального репертуара.

В этом году «Евровидение» рискует побить все рекорды по скандальности и накалу страстей, разгоревшихся как вокруг личностей участников, так и из-за их музыкального репертуара. Политика всегда играла важную роль на «Евровидении» — здесь сражаются не просто конкретные исполнители, а целые страны.



 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Директор музыкального вещания Первого канала Юрий Аксюта
«Какое бы место ни заняла Россия, мы в выигрыше»

 

 


 

 

 

 

Продюсер Анастасии Приходько Константин Меладзе
«Не бывает, что продюсер назначает звезду, и все берут под козырек»

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

«Евровидение-2009»: что, где и почем
Правила, исключения, стоимость и запреты

 

 


 

 

 

 

Хроника одного конкурса
«Евровидение»: 1956-2008

 

 


Читайте также:
Анастасия Приходько: «Может, я зря возомнила себя мегапевицей?»
Секс, ложь и «Евровидение» (лучшие моменты конкурса)

Полное расписание и список участников «Евровидения-2009» Скандал №1
Грузия отказалась от участия в конкурсе

Грузия выбрала в качестве исполнителя группу «Стефане и 3G». Участники коллектива открыто заявили, что их песня «We Don’t Wanna Put In» является протестом против политики России. Европейский вещательный союз (ЕВС) проинформировал руководство Общественного вещания Грузии о несоответствии текста грузинской песни правилам соревнования. В частности, по пункту 4.9 участники не должны использовать политические или иные призывы. После предупреждения о том, что необходимо либо сменить песню, либо отказаться от участия в конкурсе, Грузия гордо выбрала второй вариант.
«Вносить изменения в текст песни нецелесообразно. Мы же не детский сад, чтобы от нас требовали, как действовать, — сказал Вахтанг Кикабидзе РИА “Новости”, — тем более что в содержании песни не было ничего такого. От того, что Грузия не примет участия в конкурсе, мы не пострадаем. Песня уже получила большую популярность. Мне звонят друзья из-за границы и говорят о ее высоком рейтинге». А вот Диана Гурцкая, представлявшая Грузию на «Евровидении» в прошлом году, считает, что «жюри грузинского отборочного тура втянуло страну в авантюру».

Скандал №2
Стокгольмский синдром

Вслед за грузинами отличились шведы. На национальном отборе группа Grotesco представила песню «Tingeling goes Russia». Видеоряд — пародия на расхожее представление о России с медведями, матрешками и девахами со звездами на задницах. В песенке русское ухо без труда могло разобрать слова «На здровье — (именно «здровье») — Сталин» и «До свиданья, Путин». Сами шведы сочли особо зажигательным финал, где процитирован советский гимн. Российские дипломаты юмор не оценили. Пресс-секретарь посольства РФ в Швеции выступил с таким спичем: «Это было отвратительное изображение России. Сотрудники дипмиссии шокированы таким пониманием русской культуры и считают недопустимым выпуск данной композиции. Мы не будем реагировать на эксцентрические выходки ненормальных, чья русофобия должна привести в сумасшедший дом».
Шведские политики расценили эту речь как попытку ввести в королевстве цензуру извне. Насчет цензуры не знаем, а вот рекламу злосчастному шлягеру наши посольские работники сделали не хуже, чем их казахские коллеги — фильму «Борат». Местный конкурс в итоге выиграла Малена Эрнман с отличным меццо-сопрано, исполняющая положенное на музыку объяснение в любви.

Скандал №3
Музыкальный министр

Крупный скандал с участием сербского министра экономики Младжана Динкича разгорается в творческих кругах Сербии и Боснии и Герцеговины в связи с песней боснийской группы «Регина», которая прошла боснийский национальный отбор. Мелодия к песне боснийцев «Быстрая вода» в отдельных фрагментах, в частности в припеве, совпадает с аранжировкой к известной в Сербии песне «Алтарь» сербского певца Кики Лесендрича, соавтором которой стал действующий министр экономики Сербии Младжан Динкич.
Привлеченный для независимой экспертизы музыкант Слобе Маркович подтвердил факт совпадения мелодии. «Можно сделать вывод, что две композиции совпадают в мелодии и ритме, что не похоже на простую случайность, в особенности в главной теме (первые три ноты образца), где совпадение составляет 100%», — отметил эксперт.
Сам министр Динкич в интервью журналистам сказал, что не хотел бы решать проблему в судебном порядке. «Я предложил своим адвокатам найти компромиссное решение и предложить представителям Боснии и Герцеговины вписать мое имя в качестве соавтора песни “Быстрая вода”, чтобы именно в таком виде она появилась на “Евровидении”», — сказал сербский министр.


Скандал №4
Приходько дисквалифицирована на Украине


Анастасия Приходько была исключена из украинского отбора по ряду причин: песня исполнялась на русском языке (!), превышала хронометраж и ранее была записана на диске, что противоречит правилам. Сама певица заявила, что отборочная комиссия просто ждала взятки.

Скандал №5
«Фальсификация» результатов российского отборочного тура

В финальную часть российского отбора попали 15 участников: Алекса, «Брейкдаун», Алексей Воробьев, Валерия, Венгер Коллектив, Полина Гриффитс, Анна Семенович, «Кватро», Томас Кристансен, «Принцесса Авеню», Тим Рокс, Николай Фокеев, Plazma, Nano, Unisex. Однако буквально накануне финала появился 16-й претендент — украинская исполнительница Анастасия Приходько с песней на украинском (!!!) языке.
Победитель определился 7 марта в прямом эфире Первого канала. Голоса телезрителей распределились следующим образом: Анастасия Приходько (15%), Валерия (14%) и группа «Кватро» (12%). Далее профессиональное жюри пятью голосами против одного отдало победу Анастасии. Продюсер и муж Валерии Иосиф Пригожин призвал общественность опротестовать результаты конкурса и назвал Приходько «горбатой пэтэушницей». «Люди, которые в течение многих лет поднимали уровень телевидения, его же теперь и опустили, продвигая непорядочным образом Приходько, — сказал он. — Если надо будет, то я на раз-два смогу доказать фальсификацию народного голосования!» Однако на следующий день передумал: «Войны приводят только к потерям. Доказать свою правоту в этой ситуации я не могу. В том числе и потому, что у меня просто нет времени.
Главное, чтобы Приходько не облажала Россию! А так — не суть важно, на каком языке Настя Приходько будет петь. К ней лично у меня никаких претензий нет». И тут же сам признался: «Когда мы услышали, что победила Настя Приходько, Валерия запрыгала от радости: “Иосиф, какое счастье, что у меня упал с плеч такой груз ответственности!” Я считаю выдвижение Валерии на этот конкурс своей продюсерской ошибкой. С ее стороны это была обычная гражданская позиция — отстоять честь своей страны».
Юрий Аксюта заявил: «Анастасия Приходько победила в соответствии с правилами российского отборочного конкурса, и если у кого-то, в частности у Иосифа Пригожина, возникают обвинения в фальсификации результатов отбора, то это должно решаться в суде».
Филипп Киркоров: «Я понимаю Пригожина — проигрывать очень неприятно, и я сам находился когда-то в подобной роли. Когда ты находишься в таком стрессовом состоянии, ты можешь сделать любые заявления. Но после драки кулаками не машут и победителей не судят. Кандидатура артистки, которая победила в “Фабрике звезд”, спела с Валерием Меладзе, и песня для нее написана одним из лучших композиторов Константином Меладзе, — это поручительство за качество».
Парни из группы «Премьер-Министр», участвовавшей в «Евровидении» в 2002-м, высказали свою точку зрения. «Когда я увидел, как все набросились на Настю, я сразу подумал, что это происходит из зависти, — говорит Марат Чанышев. — Ведь когда мы выиграли отборочный тур, началась точно такая же травля. Мы сразу стали нехорошими. Настя победила в честной борьбе. У нее была самая сильная песня. Она может принести нашей стране победу. У Насти отличный голос, правильная харизма. Тем более слово “мама” поймет любой человек без перевода. У Валерии песня была слабая».

Скандал №6
Приходько обвинили в национа
лизме
На «Фабрике звезд» Настя отличилась крайне сомнительными заявлениями. В частности, она обозвала мулатку Корнелию Манго «черножопой» и пустилась в рассуждения о том, что «не любит негров и китайцев». А потом и вовсе заявила: «Вообще-то Гитлер был в одном прав. Он боролся за то, чтобы в Германии жили немцы. Я считаю, что в Германии должны жить немцы, в Украине — киевляне (!), в Израиле — евреи».
Приходько признает, что допустила некорректное высказывание в адрес Корнелии Манго, потому что «в ее голове в тот момент были только эмоции. Никакого расизма не было и в помине». Для справки: Настин дедушка, Михаил Никитич Приходько, воевал в Великую Отечественную и награжден медалью «За взятие Берлина». Настина ближайшая подруга — еврейка. Отец у нее — русский, мама — украинка, а прапрапрадедушка — японец. «В моей родословной столько намешано, что высказываться против каких-то народов — это значит оскорбить и свою собственную семью», — сказала певица.

Скандал №7
Меладзе обвинили в плагиате

36-летняя преподавательница вокала из Ростова-на-Дону Ядвига Псэпковская обвинила автора песни «Мамо» в плагиате. Женщина рассказала, что послала в Москву диск с записью клипа на свою композицию «Повзрослевшая любовь» еще в декабре. Константин Меладзе, по утверждению Псэпковской, попросту украл ее композицию для своей протеже Приходько: «Когда я услышала песню в ее исполнении, то просто обомлела! Мелодия лишь немногим отличается от моей, только изменен ритмический рисунок. Это скандал мирового уровня, я не побоюсь этого слова, но я приложу все силы, и этот плагиат не будет звучать в мае на “Евровидении-2009”». Преподавательница подала на Меладзе иск сразу в шесть инстанций. Тем не менее на «Евровидении-2009» «Мамо» звучать будет.

Скандал №8
Фанаты Элвиса хотят дисквалифицировать бельгийца

В Москве Бельгию будет представлять певец Патрик Ушен с песней «Copycat». Настоящая страсть 43-летнего Ушена — рок-н-ролл 50-х, о чем свидетельствуют прическа-кок и сверкающий костюм а-ля Элвис Пресли. В песне, которую Ушен везет в Москву, поется о горе-исполнителе, который сам изобрел «стиль Пресли», но однажды узнает о существовании оригинала. Бельгийский фан-клуб Пресли ElvisMatters направил в адрес Европейского вещательного союза письмо с требованием исключить Бельгию из списка участников «Евровидения». Президент фан-клуба Петер Вербругген считает, что Ушен высмеивает короля рок-н-ролла, так как в песне есть слова «Он слишком толстый, чтобы танцевать рок-н-ролл». По его мнению, «если организаторы будут соблюдать собственные правила, то Бельгия будет дисквалифицирована». Действительно, одно из правил «Евровидения» гласит, что «оскорбительные и неприемлемые выражения не должны использоваться». Но вряд ли эксперты посчитают слова песни Ушена оскорбительными.

Скандал №9
Приходько стала жертвой агрессивных лесбиянок

«Я не то чтобы испугалась, — вспоминает певица. — Но мне стало как-то жутко оттого, что передо мной стоит девушка и признается мне в любви. Я нормально отношусь к представителям сексуальных меньшинств, у меня есть близкие друзья-геи. Но лесбиянки… это уже нечто! Я их теперь стала бояться! Более того, после этого случая я их могу мгновенно распознать в толпе — по манере говорить и одеваться. Все сразу становится понятно».


Константин Эрнст
Генеральный директор Первого канала



Год назад Юрий Аксюта сказал: «Главное — не ударить в грязь лицом и провести такой конкурс, чтобы он стал лучшим среди всех, проведенных за последние 10 лет. Чтобы участники сказали “вау!”». Москва всегда умела удивлять… Чем удивите на этот раз?

По большому счету любой участник скажет «вау!», если выиграет. А для того, чтобы и участникам, и зрителям понравилось, мы — в рамках наших временных, финансовых и творческих возможностей — делаем все.

Наверняка вы задавались вопросом: стоит ли в кризис страдать гигантоманией или, может, сделать простенько, но со вкусом?

У нас вполне кризисный проект. Гигантом он бы выглядел, если бы не случился кризис. Сейчас это не динозавр, это сын динозавра.

Как создавалась команда, которая делает «Евровидение»? И почему в ней так много иностранцев? Не доверяете нашим специалистам?

Потому что некоторыми профессиями лучше всех владеют люди, живущие в других странах. И если лучший художник по свету — англичанин, то он будет на нашем проекте.

Понятно, что вы не влияли на выбор участников. Но чисто по-человечески вас не смущает, что Россию будет представлять песня на украинском?

Во-первых, песня на русском языке с двумя припевами на украинском. Во-вторых, до сих пор все российские участники «Евровидения» пели на английском. И это никого не смущало. Украинский язык — все-таки самый близкий для русскоязычных, так что это может только радовать.

Изменится ли формат конкурса?

Европейский вещательный союз в этом году изменил правила судейства, поэтому если раньше победитель определялся аудиторией, то сейчас это будет смешанный вариант выбора народа и европейских чиновников. Думаю, что некоторые результаты могут сильно нас удивить.

Какие победы России последних лет дороги вам лично?

Все олимпийские, футбольные и хоккейные победы прошлого года.

Юрий Аксюта
Директор музыкального вещания Первого канала



Скажите честно, Настя победила потому, что она «фабрикантка»?

Глупости. Просто ее песня была лучшей. Это объективность, не считаться с которой — означает не видеть дальше собственного носа или погрязнуть в политических и шовинистических распрях. Именно на этом пытались играть люди, которые раздували скандалы вокруг ее победы.

Понятно, что в дни конкурса зрители увидят только вершину айсберга под названием «Евровидение». Расскажите про сам айсберг.

Вот это-то как раз и есть самое сложное. Потому что одно дело — наши желания, другое — то, что получится в результате нашей работы. На главной площадке «Евровидения» сейчас идет такая грандиозная стройка, которой спорткомплекс «Олимпийский» просто не видел. Это вообще самая большая крытая площадка за всю историю «Евровидения» — площадь сценического помещения составляет 10 тысяч квадратных метров. Оборудование привозится со всего света. Например, в мире существует 2500 квадратных метров светодиодных экранов с высоким разрешением. В Москве будут все. С технологической точки зрения это будет уникальное мероприятие, которое по размаху можно сравнить с открытием Пекинской Олимпиады. Помните, все задавались вопросом, как там спортсмен бежал по отвесной стене? Мы надеемся, что на нашем шоу зрители тоже ахнут от восторга и будут спрашивать, как это сделано.

Почему символом «Евровидения-2009» стала Жар-птица?

Она олицетворяет исконно русскую сказочную природу. И поет к тому же. Это аллегория музыкального праздника — яркого и красочного. Очень точный и современный символ, удачно найденный художником Антоном Ненашевым.

Что такое для вас «формат “Евровидения”»?

Это музыкальный конкурс современной поп-песни. Этому формату уже 54 года. Естественно, с каждым годом он претерпевает некоторые изменения. Неизменными остаются яркость, жизнерадостность и мажорность. С этой точки зрения, например, Патрисия Каас кажется неформатной для «Евровидения» певицей. Но, на мой взгляд, прелесть именно в том, что участие Патрисии Каас в «Евровидении-2009» расширяет границы формата этого конкурса.

Вы сами-то за нее будете болеть?

У меня лично четыре фаворита. Во-первых, конечно, Настя Приходько. Во-вторых, Патрисия Каас, которую я знаю с 1993 года. В-третьих — англичанка Джейд. Я послушал ее композицию, с которой она выиграла свой национальный конкурс, и, мне кажется, Эндрю Ллойд Уэббер, как всегда, написал гениальную музыку, которая обречена на успех. Ну и совершенно неожиданно мне очень понравился исполнитель из Норвегии Александр Рыбак. Вот пример абсолютно форматного для «Евровидения» исполнителя.

Как вы считаете, какие шансы у Приходько?

В этом году на конкурсе новая система голосования — 50% голосов телезрителей и 50% голосов жюри, и чем черт не шутит — может быть, нам удастся победить второй раз подряд. Я этому буду очень рад.

Вас не расстроит ее проигрыш? Представляете, сколько шишек и тычков вы огребете?

Ничего страшного, нам не привыкать. И потом, какое бы место ни заняла Настя, мы все равно в выигрыше. Потому что мы делаем это «Евровидение», и, надеюсь, Европа его надолго запомнит.

Особенно если геям удастся провести свой парад, как они обещали…

Константин Меладзе
Продюсер Анастасии Приходько, композитор, написавший песню «Мамо»



Вы как-то сказали: «Я знаю, что нужно для достижения успеха». И что это?

Здравомыслие. Трезвая оценка того, что ты делаешь, и целей, которые перед собой ставишь. Очень в жизни помогает.

А что нужно Насте Приходько?

Оставаться собой. И научиться показывать все, на что она способна. Она мне понравилась именно своей самобытностью еще на кастинге на «Фабрику звезд». Сначала я отнесся к ней «потребительски». В том смысле, что такая яркая краска бесспорно должна была стать украшением телепроекта. Но чем больше мы общались, чем больше она проявляла свои музыкальные способности, тем больше я понимал, что не ошибся в ней.

Приходько производит впечатление импульсивной девушки…

Но в этой гипертрофированной эмоциональности весь смысл. Она хороша такой — непричесанной, неприглаженной, непопсовой.

И вы не собираетесь ее причесать?

Человека, живущего инстинктами, невозможно заставить жить разумом. К ней надо подобрать ключик — репертуар, с которым она стала бы единым целым.

Она говорит, что за Константина Меладзе готова умереть…

Главное, чтобы она готова была жить…

Вы сказали, что «одной из немногих из нее не получится — она либо станет звездой, либо уйдет со сцены».

Я и сейчас так считаю. Она либо найдет себя и будет зажигать на сцене на всю катушку, либо потеряет интерес и уйдет навсегда. Она не годится для вторых ролей — бесспорно.

Вы понимаете, что сейчас ставите задачу не перед Настей, а перед собой?

Я, знаете ли, привык нести ответственность и за свои слова, и за людей, которые меня окружают. Недавно, кстати, задумался и понял, что, если говорить об абсолютном счастье, такое чувство я испытывал только в молодости, когда жил в общежитии, за стеной плакал чужой ребенок, а я сочинял музыку, не думал особо о завтрашнем дне и даже не догадывался о том, что такое бремя ответственности. Сегодня я живу уже по-другому и для Насти постараюсь сделать все, что могу. «Делание звезды» — процесс обоюдный. Даже коллективный. И сам артист принимает в нем непосредственное участие. Ну не бывает так, что продюсер назначает звезду, и все берут под козырек! Это кропотливая, нервная работа, и разрыв может произойти в любой момент.

Обязательно ли пройти огонь, воду и медные трубы, чтобы прийти к успеху?

Маршрут к славе у всех один. Сначала бесславие — ты никто и звать тебя никак. Потом ты начинаешь карабкаться вверх и получаешь по башке бессчетное количество раз. Когда доказал свою состоятельность — начинается звездная болезнь, против которой я, кстати, ничего не имею, если она не превращается в патологию. Прерогатива настоящего артиста — преодолеть все эти взгорки да пригорки.

Все разговоры вокруг Насти на «Евровидении» играют на руку ее раскрутке. С другой стороны, вам лично это, наверное, мешает?

Я 20 лет в этом бизнесе, неужели меня может что-то удивить? Когда желтая пресса переходит на личности, это возмущает. Но бороться с этим бесполезно, надо пойти и дать в дыню. Но я вроде как вышел из этого возраста. К кампании, которая началась после победы Приходько в отборочном туре, я был готов. Вся эта суета меня не задевает.

Как вы думаете, Настя не сломается, если проиграет? Вряд ли можно рассчитывать на победу второй раз.

Она живет в своем мире, и мир внешний, по-моему, ее не очень интересует. Надеюсь, она понимает, что этот конкурс — лишь одна из многих ступенек, по которым ей нужно прошагать.

Андрей Болтенко
Главный режиссер Первого канала



Кто входит в команду по проведению «Евровидения»?

Мы собрали новую большую международную команду. Это редко происходит на «Евровидении»: меняются страны проведения конкурса, но, как правило, не меняется команда, которая делает шоу. Впервые за долгое время креативное ядро «Евровидения» — это российская команда, которую возглавляет Константин Эрнст. В нее входят все лучшие специалисты. Антон Ненашев, который вместе с художниками Первого канала разработал дизайн конкурса и видеооткрыток стран-участниц. Антон Сакара отвечает за мультимедийные решения для светодиодной декорации.
Инжинирингом сцены, то есть декорациями занимается норвежская компания Visual ACT. Она проводила многие конкурсы «Евровидения». Основным элементом будут экраны. С их помощью сцена будет трансформироваться на каждом номере.
Светодиодное и звуковое оборудование поставляет немецкая компания Procоn, которая делает все крупные мероприятия в Европе. Художник по свету «Евровидения» из Англии — Ал Гордон. Он работал с Робби Уильямсом, Бритни Спирс и Тиной Тернер. Главный инженер по сцене — Джим Файнберг, он из Нью-Йорка.
Продюсер всего шоу и консультант Тармо Кримм из Эстонии, для него это уже восьмое «Евровидение». В процессе подготовки конкурса встречались мы, как правило, где-нибудь в Европе — на полпути от всех этих стран. Это очень креативные люди, каждый из которых номер один в своем деле.

Наверное, это очень дорогое удовольствие…

Скорее всего — последнее большое телешоу в Европе на несколько лет вперед. Когда собираются представители стран-участниц для решения каких-то организационных вопросов, все в один голос говорят: «Дай бог, чтобы мы в этом году не выиграли». Понятно, что это шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Потому что победа означает гигантские финансовые вложения для страны, которая будет проводить конкурс. Большой шоу-бизнес всегда был дорогим удовольствием, и, безусловно, кризис этому удовольствию не способствует. В Европе денег нет. Крупных бюджетов для телепроектов нет тем более, они сократились до минимума…

И только у нас все хорошо…

Мы постарались собрать действительно самых неординарно мыслящих в своих областях людей. Планируется сцена-трасформер очень сложной конфигурации, которая будет архитектурно меняться под каждое выступление. Для ее создания используется около двух с половиной тысяч квадратных метров светодиодных поверхностей. Основной элемент сцены — кольцо, состоящее из подвижных панелей. Их цвет и видеозаставки будут меняться. Мы разработали светодиодный пол, покрытый специальным стеклом. Техническая оснащенность шоу, на мой взгляд, напоминает оснащенность космического корабля. А электричества будет столько, сколько потребляет город Зеленоград.

Обычно самое слабое место — заставки — то, что телезритель видит на экране, когда представляют страну-участницу. Как правило, скука смертная.

Мы постараемся отойти от стереотипов. В заставках будет задействована «Мисс мира 2008» Ксения Сухинова. Она появится в разных образах и представит каждую страну. Алена Ахмадуллина разработала костюмы для заставок с национальным колоритом каждой страны. Денис Симачев участвует в разработке мерчандайзинга. Удалось нам привлечь и Cirque Du Soleil. Кстати, там 40% артистов — русские. Они давно хотели показать свои шоу в России, возможно, после «Евровидения» этот проект и осуществится.

А как на весь ваш креатив смотрят организаторы конкурса? Ведь существует регламент, выступления должны быть покадрово расписаны.

Это действительно очень сложный процесс, тем более в рамках прямого эфира. Мы будем записывать все прогоны и репетиции. Представители стран-участниц тоже имеют право голоса — например, они могут попросить подсветить их артиста не синим светом, а желтым, а фон сделать не зеленым, а серо-буро-малиновым в крапинку. К 11 мая я стану обладателем многотомного рукописного труда, в котором посекундно и покадрово будут расписаны все 42 песни. Только так, я надеюсь, нам удастся избежать технических накладок. Каждый оператор — а задействованы 23 камеры — заранее будет знать, в какую секунду, что именно он должен снимать. Не дай бог что-то случится с сигналом во время прямого эфира, телезритель этого даже не заметит.

Что думают россияне

Большинство россиян считает затраты на проведение «Евровидения» оправданными. Это подтверждает опрос, проведенный компанией Online Market Intelligence. В опросе приняли участие 1200 интернет-пользователей из различных регионов России. «Патриотические чувства вызывают повышенный интерес к конкурсу. Люди соотносят “Евровидение” с другими значимыми событиями, такими как Олимпиада в Сочи», — считает генеральный директор OMI Александр Шашкин.

Каждый второй участник социологического опроса (50,3%) считает, что проведение таких мероприятий повышает престиж страны на мировом уровне. Лишь 39,4% жителей России считают затраты на проведение популярного музыкального конкурса неоправданными.

Более половины опрошенных (57,5%) собираются смотреть конкурс в прямом эфире по телевидению, еще 18,6% респондентов обязательно поинтересуются результатами. Только 8,6% респондентов не собираются смотреть «Евровидение», что на 2,2% меньше, чем в прошлом году.

Самый большой интерес конкурс вызывает у представителей старшего поколения. Так, смотреть «Евровидение» собираются 65,6% зрителей старше 45 лет и 59,5% — младше 18. В средних возрастных группах — 18—24, 25—34, 35—44 — конкурс вызывает несколько меньший интерес, но все же каждый второй планирует его увидеть.

На вопрос «Почему вы будете смотреть “Евровидение”?» 35,1% опрошенных ответили, что в принципе интересуются музыкой, 28,6% считают, что «Евровидение» — это яркое шоу. Около 20% участников опроса заявили, что собираются смотреть конкурс только потому, что он впервые проводится в России.

53,1% опрошенных россиян считают «Евровидение» значимым культурным событием в жизни страны. Несогласных с этим — 36,5%.


Что думают москвичи

Проведение «Евровидения» в российской столице обернется, прежде всего, неудобствами для москвичей, полагают участники опроса, организованного «Росбалтом». Такое мнение высказали 682 человека, или 34% принявших участие в голосовании. Чуть меньше — 33%, или 662 человека, — считают, что московское «Евровидение» не даст столице ни плюсов, ни минусов.

Десятая часть участников опроса (или 203 человека) уверена, что престижный конкурс поможет Москве повысить международный авторитет. Такого же мнения придерживается и Юрий Лужков, который отметил на торжественной церемонии вручения ключей от «Евровидения», что теперь «наша эстрада получает признание и в Европе, и во всем мире».

Проведение в Москве столь значимого мероприятия привлечет огромное количество иностранных гостей и даст городу возможность неплохо заработать, полагают 8% участников опроса. Еще 6% считают, что приток туристов и инвесторов, привлеченных конкурсом, не ослабнет и в дальнейшем. При этом примерно столько же — 6% — опасаются, что в мае в Москве могут произойти теракты, поскольку международные террористы вряд ли упустят возможность заявить о себе на столь масштабном и громком мероприятии.


Правила
В «Евровидении» принимают участие члены Европейского вещательного союза (ЕВС). От каждой страны выступает один представитель (солист или группа не более 6 участников), исполняющий песню длительностью не более трех минут. Конкурс появился в процессе преобразования фестиваля в Сан-Ремо, любимого проекта француза Марселя Бесона, который видел в конкурсе путь объединения наций в послевоенной Европе. Соревнование происходит между членами ЕВС — отсюда присутствие Израиля и других стран, находящихся за пределами Европы. И поскольку стран гораздо больше, чем возможных участников, проходит процедура предварительного отбора, основанная на том, каких успехов вы добились в предыдущие годы. Если только вы не принадлежите к «большой четверке» ЕВС — Великобритании, Германии, Франции и Испании — в таком случае вы попадаете на конкурс автоматически. Существуют строгие правила относительно финала. На сцене не может быть усилителей, барабанщик должен использовать предоставляемую ударную установку.

Сколько стоит
Правительство Российской Федерации выделило средства в размере 1 млрд рублей. Активно задействована мэрия Москвы, она тоже помогает определенными средствами. В бюджет конкурса «Евровидение-2009» также вольются средства в размере 5 млн швейцарских франков от Европейского вещательного союза. Часть затрат отобьется средствами от продажи билетов. Недостающую часть бюджета готов выделить Первый канал. Суммы называются семизначные, а точную цифру можно будет узнать только по завершении конкурса, когда будут подведены все итоги, в том числе и финансовые.

Кто все это делает
Организацией всего комплекса мероприятий «Евровидения-2009» займется международная команда. Художником-постановщиком и продакшн-дизайнером стал англичанин Джон Кейси, известный по церемонии «Евровидения» в Дублине, постановке «ТЭФИ» с «летающими телевизорами», а также оформлению новостных студий CNN, CBS и NBC. Продюсером церемонии конкурса стал эстонец Тармо Кримм.

Статистика
Великобритании на «Евровидении» везет больше всех. Правда, Ирландия выигрывала чаще (7 раз против английских 5), зато англичане 15 раз оказывались вторыми. Люксембург и Франция также выиграли пять конкурсов, но вторыми были не более трех. У Люксембурга, кстати, в последнее время дела не заладились — вот уже семнадцатый сезон страна вовсе не принимает участие в состязаниях. А главным неудачником по праву считается Португалия — 45 лет упорных стараний и все та же унылая вторая десятка; исключение — лишь 1996 год, когда страна выбилась на шестое место.
Другим везет больше. Сербия, дебютировав в 2007-м, сразу же добралась до вершины, а песню «Молитва» Марии Шерифович распевало потом полмира. Украине для триумфа понадобилось чуть больше времени — победы она добилась в 2004-м, уже со второй попытки, а певица Руслана стала национальной звездой. (Кстати, для того, чтобы принять у себя участников и гостей следующего конкурса, страна пошла на изменение визового законодательства, а потом, поняв, как это выгодно, оставила режим въезда и выезда как при «Евровидении».)
Израиль будет сражаться за свою четвертую победу. В этом году страну представит дуэт израильской и арабской девушек — Ноа и Мира Авад. Песня будет исполнена на английском, арабском языках и иврите. Израиль дебютировал на «Евровидении» в 1973 году и с тех пор выигрывал трижды. На «Евровидении» нет ограничений относительно гражданства исполнителей. Гречанка Нана Мускури и бельгийка Лара Фабиан представляли Люксембург в 1963-м и 1988-м годах соответственно. А в том же 1988-м никому не известная подданная Канады Селин Дион, выступавшая от Швейцарии, вообще заняла первое место.
Самой молодой лауреаткой «Евровидения» была бельгийка Сандра Ким — ей едва стукнуло 13, когда она победила в 1986 году. Сейчас исполнителям должно быть не меньше 16 в год конкурса, чтобы они могли принять в нем участие. Нынешняя участница с Мальты едет на конкурс уже в третий раз, а Сакис Рувас из Греции — во второй, и опекать его будет Филипп Киркоров.
Наряду с классическими поп-группами победителями становились транссексуал Дана Интернэшнл и трэш-металлисты Lordi. Иногда «Евровидение» оказывалось трамплином для всемирного успеха, как это было с АВВА, Селин Дион и t.A.T.u. Бывало, что везло и звездам, уже признанным у себя на родине: Тото Кутуньо, Лулу, Франс Галль.

Обнаженка
Клип турецкой участницы Хадисе для «Евровидения-2009» забраковали на родине за излишний эротизм. Администрации телеканала TRT пришлось не по душе, что с певицы, появляющейся в начале клипа в строгом деловом костюме, срывают одежду и она исполняет танец живота в слишком откровенном одеянии. Руководство TRT предложило команде Хадисе перемонтировать клип, однако она не стала этого делать. В интернете он сразу побил рекорды просмотра.
Кстати, незадолго до конкурса Настя Приходько снялась в откровенной фотосессии для журнала Maxim.
Победительницы «Евровидения» разных лет не стеснялись демонстрировать свое тело. Израильтянка Дана Интернэшнл, победившая в 1998-м с песней «Diva», однажды дала телеинтервью лежа в ванне. Украинка Руслана, триумфаторша «Евровидения-2004», вышла на сцену без белья. Любила обнажиться и победительница 2005-го, гречанка Елена Папаризу. Даже Агнета Фальског, участница группы ABBA, взявшей первый приз на «Евровидении-1974», тоже позировала фотографам в купальнике. А по тем временам эта смелость дорогого стоила!

Голосование
В финале «Евровидения-2009» будет использована новая система голосования, включающая в себя профессиональные жюри в каждой из 42 участвующих стран. Телезрители и жюри будут иметь по 50% веса в определении результатов конкурса. Их комбинированный результат и будет оглашен в прямом эфире представителями всех участвующих стран. Кстати, впервые с 1997 года жюри будут голосовать во всех участвующих странах.
Телезрители смогут отдать свои голоса по телефону или СМС в течение 15 минут. Разрешено до 20 голосов с одного номера, не разрешается голосовать за свою страну.

500 новых туалетов
Чиновники обещают, что проблем с уличными туалетами не будет: при необходимости в городе установят 500 передвижных кабинок. По словам руководителя ГУП «Сантехработы» Геннадия Сварника, чтобы избежать пробок, кабины будут выставлены ночью, а места размещения определят заранее.

Метро «попадет» на 10 млн рублей
В дни конкурса изменится расписание Московского метрополитена. Три дня метро будет работать дольше обычного: в ночь на 13 и на 15 мая, когда в «Олимпийском» пройдут полуфиналы конкурса, и 17 мая, когда состоится финал. В эти дни график работы метро продлевается до двух ночи. Изменение режима работы будет стоить метро 10 млн рублей. Однако до сих пор неизвестно, во сколько завершится финал конкурса, но точно не раньше 2.30 ночи. «Зрителям, желающим добраться домой на метро, придется покинуть “Олимпийский” заранее», — сообщил представитель мэрии.


Хроника одного конкурса

1956
Первый конкурс «Евровидение» прошел в Лугано, Швейцария. Участвовали семь стран с двумя песнями/исполнителями на страну. Певица Лис Ассия из Швейцарии победила с песней «Refrain».

1957
Франкфурт-на-Майне. Впервые участвуют Великобритания, Австрия и Дания. В этом году было принято правило о том, что продолжительность песни должна быть не больше трех минут.

1958
3-е место занял итальянец Доменико Модуньо с песней «Nel Blu Dipinto Di Вlu», которая стала хитом под названием «Volare». Победил француз Андре Клавe с песней, которая как раз хитом не стала.

1959
Канны, Франция. Начиная с этого года профессиональным композиторам запретили входить в состав жюри. Странное решение — достаточно было запретить участвовать композиторам, чьи песни участвуют в конкурсе.

1960
«Евровидение» впервые проводится в Великобритании из-за отказа Нидерландов во второй раз проводить соревнования у себя. Финал конкурса впервые был показан в прямом эфире — на такую демонстрацию решилась Финляндия.

1963
Конкурс проходит в Лондоне, так как регулярно побеждающая Франция отказалась от проведения у себя уже третьего конкурса. Гречанка Нана Мускури почему-то представляет Люксембург. Норвегия впервые набрала ноль очков.

1965
В итальянском Неаполе Великобритания в пятый раз за 8 лет занимает второе место. Побеждает Люксембург с песней француза Сержа Генсбура, спетой 17-летней певицей Франс Галль.

1966
Победу одержал представитель Австрии Удо Юргенс с песней на французском «Merci Cheri». С этого года начинает действовать правило о том, что песня, представленная на конкурсе, должна звучать только на государственном языке страны исполнителя.

1968
Лондон. Победу с песенкой «La La La» одержала испанка Массиель. В этой композиции был установлен довольно опасный прецедент использования слова «La» 138 раз. Британец Клифф Ричард с песней «Congratulations» занял 2-е место с отставанием всего на один пункт.

1969
Мадрид, Испания. Единственный раз в истории конкурса победу одержали сразу четыре страны — Франция (Фрида Боккара), Нидерланды (Ленни Кюр), Испания (Саломе) и Великобритания (Лулу).

1970
Амстердам. Победу одержала исполнительница из Ирландии Дана, затмив испанского певца Хулио Иглесиаса, который оказался лишь на 4-м месте.

1971
Дублин. С этого года стало действовать правило, ограничивающее число исполнителей на сцене шестью. Победу одержала представительница Монако Северин с песней «Un banc, un arbre, une rue».

1972
Эдинбург, Шотландия. Предыдущий победитель — Монако — отказался проводить конкурс у себя. Победу одержала греческая девушка Вики Леандрос, живущая в Германии, но поющая за Люксембург.

1973
Люксембург. Впервые к конкурсу присоединился Израиль, что потребовало введения дополнительных мер безопасности. АВВА потерпела неудачу в национальном отборочном конкурсе с песней «Ring Ring».

1974
Брайтон, Великобритания. Впервые в конкурсе участвовала Греция. Со стороны Франции никто не выступает в связи со смертью президента Жоржа Помпиду. Победу одержала шведская группа АВВА с эпохальной песней «Ватерлоо».

1976
Гаага, Нидерланды. Турция отказалась от участия в конкурсе, и это побудило вернуться к соревнованиям Грецию. Британия завоевывает победу после выступления Brotherhood Of Mаn.

1980
Гаага, Нидерланды. Израиль отказался не только проводить у себя конкурс второй раз подряд, но и участвовать в нем. Вернулась в лоно «Евровидения» Турция, и дебютировало Марокко. Победу одержал ирландец Джонни Логан с символической песней «What’s Another Year».

1984
Люксембург. Британская группа Belle and the Devotions была освистана в конце своего выступления. Первое место досталось Швеции (группа Herrey’s).

1985
Гетеборг, Швеция. Побеждают норвежцы Bobbysocks с композицией «La det swinge». Впервые телетрансляция конкурса осуществлялась только через спутник.

1986
Берген, Норвегия. Тридцатое, юбилейное «Евровидение» завоевывают подростки: 13-летняя Сандра Ким приносит 1-е место Бельгии. Вела конкурс министр культуры Норвегии Ase Kleveland, которая сама в 1966 году заняла 3-е место.

1987
Брюссель. Ирландец Джонни Логан с песней «Hold Me Now» становится первым исполнителем, выигравшим конкурс дважды.

1988
Дублин. Франкоязычная канадка Селин Дион с песней «Не уходи без меня» приносит победу Швейцарии. Она лишь на один балл опередила представителя Великобритании Скотта Фицджеральда.

1989
Лозанна, Швейцария. Двое участников были совсем еще детьми: 12-летний Гили Натанель, представлявший Израиль, и 11-летняя француженка Натали Пак. Именно из-за них впоследствии было принято правило, что участники должны быть не моложе 16 лет.

1990
Загреб, Югославия. К этому году количество участников стало относительно постоянным — 22 страны. Победителем стал итальянец Тото Кутуньо с песней «Insieme: 1992».

1992
Мальме, Швеция. Побеждает ирландка Линда Мартин с песней Джонни Логана «Why me?». Логан стал первым, кто завоевал Гран-при «Евровидения» трижды: два раза как исполнитель и один — как автор песни.

1994
Дублин. В этом году присоединились Литва, Эстония, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Россия. Наша дебютантка Юдифь (Мария Кац) с песней «Вечный странник» занимает 9-е место.

1995
Дублин. Норвегия побеждает во второй раз — триумфатором стала группа Secret Garden. Представляющий Россию Филипп Киркоров с песней «Колыбельная для вулкана» занял 17-е место.

1997
Дублин. Преселекционная система была модифицирована, чтобы позволить всем странам участвовать, по меньшей мере, раз в два года. Россию представляла Алла Пугачева, которая бесславно провалилась.

1998
Бирмингем, Великобритания. В этом году была представлена система телеголосования. Победительница этого конкурса наделала много шума. Им (ею) стал(а) певец(ица) Дана Интернэшнл — транссексуал из Израиля с песней «Diva».

2000
Стокгольм. Первое заметное выступление России на «Евровидении». 2-е место приносит нашей стране обаятельная и скромная Алсу. Первыми же оказались два брата Олсен из Дании.

2001
Копенгаген. За конкурсом вживую наблюдали 35 тыс. человек, что стало для «Евровидения» рекордом. Россию представляла группа «Мумий Тролль», занявшая 12-е место.

2002
Таллин. Российская группа «Премьер-Министр», спев «Northern girl», замкнула десятку лидеров. Победила на этом конкурсе певица Мари Н из Латвии, ставшей второй подряд победившей прибалтийской страной.

2003
Рига. Россия отправляет скандальную группу t.A.T.u. с песней «Не верь, не бойся». Они заняли лишь 3-е место, а победительницей стала Сертаб Эренер из Турции. В этом конкурсе впервые приняла участие Украина, занявшая 14-е место.

2004
Стамбул. Юная певица Юлия Савичева, представлявшая Россию, заняла 11-е место. Первой стала украинка Руслана с зажигательной песней с гуцульскими мотивами и дикими плясками.

2005
Киев. Россию представляла Наталья Подольская с песней «Nobody Hurt No One». Она заняла 15-е место. Победителем стала певица из Греции Елена Папаризу.

2006
Афины. Дима Билан с песней «Never Let You Go» занял 2-е место. Победителем стала финская рок-группа Lordi с песней «Hard Rock Hallelujah».

2007
Хельсинки. Российское трио «Серебро», созданное незадолго до конкурса, заняло 3-е место с песней «Song №1». Победу одержала певица из Сербии Мария Шерифович с песней «Молитва».

2008
Белград. Дима Билан с композицией «Believe» занял 1-е место. Вместе с Биланом на сцене выступали фигурист, олимпийский чемпион Евгений Плющенко и венгерский скрипач Эдвин Мартон.

 

 

 

 

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация