Москва
Москва
Петербург
Мария Семушкина:  «Наша публика молодеет с каждым годом»

Мария Семушкина: «Наша публика молодеет с каждым годом»

При всем многообразии московских летних фестивалей в 2014 году «Усадьба Jazz» стоит особняком. У «Усадьбы» необычный лайнап, в котором могут сосуществовать Владимир Волков и Леонид Агутин, более чем десятилетняя история и очень приятная публика. Устроитель фестиваля Мария Семушкина рассказала нам, как она этого добилась.

«Усадьба Джаз», 14-15 июня, усадьба Архангельское. Подробнее читайте здесь

— Сейчас все больше летних фестивалей появляется. В чем уникальность вашего?

— Нас все-таки отличает формат. Правильное совмещение джаза и качественной музыки, где джаз — стержень, вокруг которого все гармонично существует. У нас нет дисгармонии. Бывает так, что к нам обращаются очень известные группы, но мы не можем их поставить, потому что они нарушают то гармоничное равновесие, которое мы выстраиваем. Плюс аудитория: к нам приходят люди, которые обычно ни на какие другие фестивали не ходят.

— Как вы определяете для себя, кто эти люди?

— Скажем так: я отчетливо помню, что на первый фестиваль пришло много людей взрослых, которые разбираются в джазе. Очень много было публики «за шестьдесят» — такие настоящие диссиденты, которые слушали джаз в 1960-е. Но с годами публика стала молодеть. В прошлом году к нам приезжали директоры Лондонского и Барселонского джазовых фестивалей, и они были очень удивлены тем, что у нас публика существенно моложе, чем у них. То есть то, что они наблюдали в 60-е и 70-е годы, мы имеем здесь, у нас — люди начинают окунаться в это. Наш средний зритель — это молодая семья, 30-35 лет. Люди, достаточно открытые всему миру, много путешествующие. Безусловно, это категория интеллектуально продвинутой прослойки населения.

— А человек, который совсем в джазе не разбирается, может к вам придти?

— Да, на это и делается весь расчет. Делать фестиваль только с акцентом на традиционный джаз не в ходит в нашу стратегию. Интересно показывать максимально широкий спектр музыки. Или даже не музыки. Если человек не любит серьезный, продвинутый джаз, он может пойти и потанцевать свинг или танго. Музыка будет для него фоном, но фоном правильным.

— Джаз же считается элитарной музыкой. У вас сразу была идея сделать на ее основе массовый фестиваль?

— Поймите, когда это все создавалось, ни у кого вообще не было понимания, что такое «делать массовый джазовый open air». Я сама копила этот опыт и передавала его людям, растила специалистов. Как в плане музыки, так и в плане организации,  мы создавали все тренды сами: к примеру, придумали сначала три разных площадки, потом их стало пять, появлялись новые жанры, например, свинг и стиляги, еще до выхода фильма «Стиляги». Или дизайнерский маркет. Сначала это было десять столов, куда дизайнеры выставили свои вещи. А потом мы увидели, что эти маркеты стали массовым явлением. Или вот гастрономия: начиналось все с того, что это были просто шашлычные или сэндвичи. Никто не знал, как кормить людей на фестивалях!

— Не боялись вначале, что никто к вам не придет?

— Тогда я мониторила Gismeteo каждый день. Да и сейчас страхи есть, за две-три недели мне начинают сниться сны, что я пришла — а тут пустой фестиваль! Или льет проливной дождь. Или нет охраны на входах, и я стою и проверяю билеты сама. Благо, это только сны, на деле все всегда четко, благодаря хорошей команде.

— Вы лично отбираете артистов, которые будут выступать на фестивале?

— Это очень приятный процесс, на самом деле. Я слушаю много музыки и сейчас уже являюсь экспертом. Есть интересные артисты, которых хочется привезти. Есть проекты, когда, например, посольство Бразилии предлагает нам хорошего артиста — мы о нем может совсем не знать, но он нам подходит. Но бывает, что не можем поставить какого-то артиста — это связано с таймингом. Артистов всегда очень много, а фестиваль один.

— За 11 лет вы, наверное, много выступлений видели. Кто больше всего запомнился?

— Очень хорошо помню первое выступление международного артиста — Маркуса Миллера. Для того, чтобы его пригласить, я поехала во Францию. Это сейчас нас все знают, а тогда я встретилась с директором Миллера, выпила с ним бутылку вина, рассказала, как это все вообще создавалось. Он чуть ли не прослезился, сказал «Ну раз это все с такой душой делается, то конечно мы приедем». В итоге удалось уговорить его приехать за половину гонорара — у нас тогда как раз были трудности со спонсорами. Еще выступление Кенни Гарретта в 2012 году, которое был невероятным по своей энергии. И, безусловно, привоз в Россию Юсефа Латифа. Это человек, который играл еще с Колтрейном и первым начал использовать этнические инструменты в джазе. Перед ним выступал Бутман, и сразу после него большая масса людей пошла к выходу. Я стояла в недоумении: «Куда вы уходите? Вы разве не понимаете, что сейчас будет происходить?!». Но те сто человек, которые это увидели, запомнили концерт на всю жизнь. А еще были выступления Нино Катамадзе, которые объединяли тысячи людей в одно целое, и фееричный концерт «Аквариума» на 10-летие, было много выдающихся выступлений за  10 лет. Усадьба Jazz это не просто концерты качественных артистов, это эмоции и позитив и любовь, которая заряжает каждого, кто попадает туда.

23 мая 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация