Москва
Москва
Петербург
Джессика Лэнг о своей фотовыставке «Незримое»

Джессика Лэнг о своей фотовыставке «Незримое»

Говоря о Джессике Лэнг, привычно вспоминать фильмы «Почтальон всегда звонит дважды», «Тутси», «Фрэнсис», «Голубое небо», сериал «Американская история ужасов», прибавляя сюда множество номинаций на «Оскар» и две статуэтки в ее «копилке». На нынешнюю Фотобиеннале актриса впервые привезла в Россию свои фотографии: больше 140 черно-белых снимков, сделанных и это принципиальный для нее момент на пленку и названных «Незримое».

Подробнее о выставке Джессики Лэнг «Незримое» здесь

— Джессика, что такого есть в фотографии, чего вам не дает кино? Фильм картинка разговаривающая, фотография нет, помогло ли в этом смысле вам обучение в школе мимов?

— Фотография для меня связана скорее с освобождением от актерского мастерства. Это очень медитативный процесс, интимный, требующий абсолютного одиночества. Я работаю одна: есть только мой взгляд, мое настроение, мои чувства, мое отношение, моя реакция — и моя камера. Это очень сильно отличается от актерской работы, ведь кинопроцесс всегда является сотворчеством, он не может быть только твоим решением, ведь там сильно влияние режиссера, других актеров — всей команды. А фотография — и именно это меня в ней привлекает анонимна, с помощью нее я могу передать невидимое, это мое личное пространство. Я никогда не вовлекаю предмет или субъект в процесс съемки, но всегда наблюдаю со стороны и остаюсь невидимой. В этом для меня главное отличие. Но хотя я сейчас и провела границу между этими сферами, конечно, одно влияет на другое и я заметила, что в фотографии меня привлекает как раз то, в чем есть кинематографический эффект. На мое повествование может повлиять какой-то жест, выражение, возникающая между людьми близость, наконец, определенный свет может создать драму, какой-то конфликт. Все это становится элементами повествования, из которых рождается история.

— Можно пофантазировать и, оглянувшись назад, представить, что если бы вы не стали востребованной актрисой, то профессионально занялись бы фотографией?

— Будучи студенткой, я познакомилась с молодыми фотографами и режиссерами-документалистами. Я уехала в Европу, затем вернулась в Нью-Йорк. но в моем окружении всегда были великие фотографы. Среди них были Ларри Кларк, Дени Лайонз и Роберт Франк, который, кстати, снял первый фильм, в котором я была занята, это было году в 1971-м или в 1972-м. Но у меня был свой путь — я уехала в Европу, затем вернулась в Нью-Йорк, занялась театром — кто знает, может, это было ошибкой. Если бы я сосредоточилась на фотографии, возможно, моя жизнь сложилась бы иначе. Но хотя я занималась танцами, пантомимой, делала актерскую карьеру, фотография всегда оставалась со мной, я собрала большую коллекцию — ​у меня есть Анри Картье-Брессон, Альфред Стиглиц, Мануэль Альварес Браво, Йозеф Куделка, Уокер Эванс, группа FSA (Farm Security Administration — «Федеральное управление защиты сельского хозяйства», возникло во времена Великой депрессии для того, чтобы фиксировать влияние кризиса на жизнь Америки. — Прим. ред.).

— Вы сказали, что фотография интимный процесс, в таком случае не страшно ли показывать ее широкому кругу людей, которые могут очень по-разному на нее реагировать?

Когда я начинала фотографировать, я не задумывалась о том, чтобы опубликовать книгу или сделать выставку, это развивалось само собой и достигло той стадии, которой достигло. Поначалу я вовсе не предполагала показывать это широкой публике. Но за всю мою актерскую карьеру я настолько привыкла к критическим отзывам, когда после твоей роли практически все население страны высказывает свою реакцию, что это несравнимо с фотографией, там все гораздо проще. Ну и потом, я все-таки остаюсь актрисой, в этом выражается моя личность, и в целом меня не очень заботит, что люди скажут о моих снимках.

— Вы второй раз в Москве, но с Россией у вас есть и родственные связи вы ощущаете какую-то связь с этой страной?

— Да, у меня глубокая связь с Россией — вы ведь знаете, что мы прожили вместе с Михаилом Барышниковым десять лет, у нас есть дочь, а теперь уже и внуки. Можно сказать, это моя первая любовь. Но с Россией у меня есть еще и тесная эмоциональная связь через литературу и театр. Может быть, я провела здесь недостаточно времени, ведь приезжала сюда до этого всего один раз лет восемь или десять назад, когда была Послом доброй воли ЮНИСЕФ, но все равно я чувствую эту нить.

17 марта 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация