Ричард Кертис: «Вот бы все деньги государства отдать нам!» | Кино | Time Out

Ричард Кертис: «Вот бы все деньги государства отдать нам!»

Василий Корецкий   24 апреля 2009
4 мин
Ричард Кертис: «Вот бы все деньги государства отдать нам!»
Режиссер «Рок-волны» явно на стороне своих героев, радио-пиратов.

Почему вы решили закончить фильм песней Боуи? Это прекрасная музыка, но она же из 80-х!

Сперва я хотел озвучить ту сцену, где корабль тонет, вообще десятью разными песнями — от 60-х до сегодняшнего репертуара, чтобы показать стремительное развитие поп-музыки. Но все сказали: фу-у, да ну, это вообще будет не в ту степь! Пришлось взять всего одну песню, но уж ту, которая мне по-настоящему нравится.

А почему у вас по радио ни разу не звучат ни «Битлз», ни «Роллинг Стоунз», ни «Дорз»?

Да все чертов копирайт! Песни «Битлз» вообще невозможно купить, там какая-то запутанная и сложная ситуация с правами. А «Дорз» были очень дороги.

Так их вам вообще должны были бесплатно предоставить, это ведь какая реклама была бы!

Да вот как раз в рекламе и проблема: если бы они снизили цену для нас, им пришлось бы уступить и в том случае, когда песню хотят использовать в рекламном ролике. «Break on through to the other side» для кроссовок, например, отлично подходит. Но я уверен, что через пару лет все поменяется и эти люди сами будут платить, чтобы песни звучали в фильмах.

Вы сами-то слушали пиратское радио?

Да, когда я был младшеклассником. Слушал по ночам, а утром вставать! Ну, вы знаете, как в детстве бывает: огни погашены, все тихо, если тебя поймают за болтовней — будешь наказан. Так что рок-н-ролл приходилось слушать очень-очень тихо. Записи же дорогущие были, ты мог получить всего одну пластинку в год — на Рождество. И это был сингл!!! Налицо крайняя степень несоответствия предложения спросу. Куча прекрасной музыки — и никакой возможности ее послушать законно. А по радио за вечер 20 песен ставили! Естественно, звукозаписывающие компании были в ярости — никто из пиратов ведь не платил им за радиотрансляцию хитов.

А какой первый концерт вы посетили?

«The Supremes», в 1964-м. Мы с родителями просто шли по Диснейленду, а тут концерт, ну мы и остановились послушать. А первая запись, которую я купил… ну, скорее всего, «Битлз», я уже точно не помню. Но первая пластинка, которую я купил на свои деньги, это «Reach out, I’ll be there» The Four Tops.

Вы проводили какие-то исследования перед съемками? Поднимали архивы, беседовали с очевидцами?

Нет, я все написал так. Знаете, как-то не хотелось задумываться о том, действительно ли у какого-нибудь из прототипов был кризис самоидентификации на 70-й странице. Потом, конечно, работала команда исследователей — они смотрели, нет ли в фильме буквальных совпадений с реальными лицами и событиями, ну, чтобы кто-нибудь, не дай бог, не засудил нас.

Так о чем вы все-таки вы снимали фильм — о музыке или о людях?

Когда снимали, думали, что о музыке. А теперь кажется, что о людях. Знаете, я тут пару дней назад подумал, что меня как режиссера больше всего сейчас интересует жизнь человека с 20 до 27. То время, когда ты бросаешь университет и вселяешься в ужасную квартиру с ужасным холодильником, в котором валяется какая-нибудь отвратительная еда, с невыносимыми соседями. Один тащит в постель всех девушек, которые переступают порог этой норы, другой — просто придурок, третий — лентяй. Но тебя это все не волнует, как не волнует ответственность, деньги и работа. Вот сейчас я думаю, что фильм на самом деле про это.

Я правильно понял, что правительство вы как-то не очень?

Ну, в общем… Есть вот одна вещь, которой правительства никогда не занимаются, — делать людей счастливыми. Они думают об эффективности, о том, как прекратить человеческие страдания. Но я думаю о том, что если бы вот взять все государственные деньги и отдать нам, как бы мы ими распорядились. Думаю, несколько по-другому. Наверное, устраивали бы бесплатные концерты каждый вечер. Тут рядом, в Гайд-парке, разбили прекрасный мемориал принцессы Дианы, вы видели, наверное, огромный парк в виде лодки. Я вот не понимаю, почему бы просто не отдать эти миллионы фунтов в бюджеты нескольких городов?

Скажите, а что все-таки случилось с командой корабля? Она утонула?

С командой?! А, не волнуйтесь, с ними все в порядке! Мы вырезали их на монтаже, но они благополучно добрались до берега и вернулись к своим семьям. Сейчас у этих людей все хорошо.

Рецензия на фильм «Рок-волна»