9 профессий, востребованных в кризис | Город | Time Out

9 профессий, востребованных в кризис

  17 апреля 2009
18 мин
9 профессий, востребованных в кризис
Time Out нашел представителей профессий, которые не только не пострадали во время кризиса, но и смотрят в будущее с оптимизмом.

Уже полгода на нас льются потоки негативной информации: сокращаются зарплаты, сотрудники и целые производства. Каждая позитивная новость воспринимается в кризис как маленькая победа. Time Out нашел представителей профессий, которые не только не пострадали во время кризиса, но и смотрят в будущее с оптимизмом.

Павел Кузовков, директор по развитию бара «Луч»
«Мне нужны люди. Предлагаю 50 тысяч в месяц„

Андрей Бронецкий, генеральный директор mamba.ru
“Наш сайт знакомств всегда будет востребован„

Святослав Канунников, менеджер по продажам чайной компании
“Люди как пили чай, так и пьют„

Сергей Ваганов, старший продавец-консультант ck Calvin Klein
“Время импульсивных трат прошло„

Дмитрий Полукаров, директор антиколлекторского агентства Onlyway.ru
“Требуя выплаты долгов, банки нарушают закон„

Вадим Куров, психолог, директор центра kurov-psydoc.ru
“В кризис сильные станут сильнее, а слабые окрепнут„

Василиса Володина, астролог
“Кризис достигнет дна осенью 2009 года»

Павел Кузовков
бармен и директор по развитию бара «Луч»

У барменов всегда все будет хорошо — в благополучные времена люди пьют от радости и избытка денег, в неблагоприятные — по противоположной причине. Несмотря на напряженный график и проблемы, которые приходится решать в кризис, Павел, например, находит время на вечерние пробежки с подчиненными. Что бы ни случилось.

Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны?

Да, разумеется. Сейчас стоит идти работать барменом, потому что те, кто сейчас встанут за барную стойку, через 3—4 года смогут сами открывать заведения. Очень благоприятное время. Слабые уйдут, а новым трудолюбивым — зеленый свет.

Вы уже уволили слабых?

За 8 месяцев никого. Но в ближайшее время уволю 10 барменов. Это касается ленивых, хорошие останутся.

То есть к вам можно будет устроиться?

Да. Мне нужны люди. Можете звонить в «Луч», спросите меня. Могу сразу же предложить 50 тысяч в месяц. Только не воровать. Найти честного крайне сложно. Мне нужен этакий советский студент, честный, интересный, разносторонний и толковый. Если вы такой — приходите. Возьму даже без опыта работы. Но только не воровать.

Честные выживут к концу кризиса?

Прежде всего выживут мотивированные, которые видят себя 3—4 года за барной стойкой, не на сезон. Которые работают на репутацию. Таких очень мало. Многие не хотят даже короткое время поработать просто за зарплату. Обязательно нужно получить оклад в 15 тысяч и еще 30 тысяч вынести из заведения. Мне кажется, они в конце концов попадут в черный список, и в приличные места таких работничков не пустят.

Вы-то сами, поди, недоливаете?

Иногда гостям кажется, что в коктейле водки мало или еще какого-нибудь алкоголя. Но они не правы. Я наливаю честно. Просто я искусно смешиваю крепкие напитки с соками и специями, и гость водку вообще не чувствует. Поэтому иногда случаются недопонимания. Но для меня это комплимент. Вообще я штрафую своих работников и за переливы, но недоливы наказываются в два раза сильнее. Возможно, не совсем корректно об этом говорить, но в «Луч» приходит много уважаемых людей и знаменитостей, таких как Дарья Жукова и Олег Дерипаска. Поэтому, если мы не будем доливать или как-то гостей обманывать, не обязательно известных, они к нам больше не придут.

Люди стали пить больше?

Больше стали пить крепкие напитки.

А ходить стали меньше? Что будет с заведениями, многие закроются?

Не думаю, что начнут массово закрываться, но многие не очень хорошо себя будут чувствовать. На 30—40% поднялись цены на алкоголь, а зарплаты не индексируются. Но я до сих пор не позволил себе в меню ни одного изменения стоимости. Гостей действительно стало меньше, но в Москве 18 миллионов. Да, жизнь становится хуже. Но ведь и во время войны были подпольные рестораны. Вокруг голод, а люди пируют. А Маньку Облигацию помните? Оттуда же. Желание людей получать удовольствие не исчезнет.

А что будет с «чаем»? Ваш рекорд?

У меня — 800 долларов. Это мало, потому что я не так хорошо общаюсь с гостями. Для этого нужно гасить внутренний негатив. Что касается кризисного «чая», при шаткой экономической ситуации люди больше оставляют денег. Бешеный заработок был в 90-е. Бармены на это квартиры покупали. Приходили недочеловеки в спортивных костюмах и сорили деньгами. Азиатчина у нас была такая. И сейчас случается. Но все реже. Все-таки мы стараемся прививать культуру потребления. Потихоньку гости окультуриваются, забывают слово «гомосечина», реже напиваются вдрызг и дерутся.

Андрей Бронецкий
генеральный директор сайта знакомств mamba.ru

На фоне общей паники и пессимизма Андрей спокоен как удав. Говорит неторопливо и негромко. Потому что, как оказалось, многомиллионных кредитов он не брал, а за конкурентами всегда следил пристально.

Ваш бизнес вроде не должен страдать во время кризиса. Наоборот, у людей появляется все больше времени на знакомства и вообще на личную жизнь…

Наш сайт всегда будет востребован. Ведь и тысячи лет назад были свахи, которые знакомили мальчика с девочкой, а теперь их знакомят технологии. А слово «сваха» я, кстати, терпеть не могу.

Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

Кризис коснулся нас, но не так, как других. Мы ведь собираем по копеечке с людей, она для них незначительна. Рост аудитории продолжается, но если говорить простым языком, то каждый пользователь стал чуть меньше платить за сервисы. Доходы растут, просто медленнее. Изменилась структура потребления. Например, у нас есть услуга «Лидер» — платишь долларов 30, и твоя фотография на одну минуту появляется на видном месте, а есть фотолинейка, которая стоит 1 доллар. Она сейчас намного популярнее. Конечно, люди на кризис реагируют не только изменением спроса на те или иные услуги. Меняются темы разговоров и анекдоты. Вот, например, из последних шуток: в 1998-м было круто иметь сотовый телефон, а теперь — рабочий.

Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию во время кризиса?

В целом сейчас люди не особенно стремятся инвестировать в сайты знакомств, хотя появляются совсем маленькие сервисы.

Как вы считаете, может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье? В любой области остаются только сильные?

У нас был один очень агрессивный конкурент, вы его знаете, это loveplanet.ru. Так вот что-то они теперь притухли, рекламу поотключали. А мы не создавали кредитного мыльного пузыря, не раздували капитализацию. Мы более эффективны. А они нас слепо копировали, но с опозданием на полгода. Да, мы сильные, но расслабляться сейчас особенно нельзя. Например, нужно постоянно думать о конкурентах: «Одноклассниках» и «Вконтакте». Они, правда, наши косвенные конкуренты, но все же приходится людям больше объяснять, что эти сервисы для друзей, родственников, студентов, а наш сайт — для знакомств. Так что различайте.

Как изменился состав людей, с которыми вы работали до кризиса и сейчас?

Мы сейчас не сокращаем людей, в последний раз уволили две трети модераторов. Но связано это было с тем, что мы реализовали новую технологию, которая стала делать ту же самую работу за людей.

Как изменится вообще ваша отрасль из-за кризиса?

Количество сайтов знакомств уполовинится, и эта аудитория перейдет к нам. Вообще людей будет больше, но через 3—5 лет. До создания mamba.ru наши люди не верили, что можно в принципе знакомиться через интернет. Теперь верят, но относятся к этому несерьезно. Все изменится, но это процесс инерционный. Уйдут инвестиционные проекты, будут жить скромные сайты. Продолжится сегментирование, у´же станет направленность знакомств. Например, по профессиям, национальностям. Допустим, сайт знакомств для армян, которые живут в России, либо по сексуальной ориентации.

Йован Савович
веб-дизайнер

Приветливый основатель компании Futurico по производству сайтов без работы не сидит — к нему по-прежнему обращаются компании, продвигающие свои продукты и услуги в интернете. В кризис продвижение товаров и услуг именно в Сети — самый дешевый путь для компаний, думающих об экономии

Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных сегодня. Вы согласны?

Тут есть доля правды. К нам приходит масса заказов и предложений. Люди думают так: деньги уходят из реальной жизни — значит, они есть в интернете. Начинают активно создавать сайты. Это довольно беспонтовая мотивация, но люди идут.

Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию во время кризиса?

Бум, когда люди шли в веб-дизайнеры, уже позади, так что их стало много за очень короткое время. Возможность с небольшими способностями делать деньги всегда привлекательна. А сейчас, наверное, таких людей стало еще больше.

Как вы считаете, может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье? Слабые и так не выдерживают, остаются только сильные?

Многих увольняют из компаний, и они становятся фрилансерами, работают на себя, даже слабые.

Стали ли вы зарабатывать больше или меньше во время кризиса?

Мне кажется, все же меньше. Люди не готовы платить те же деньги, что и до кризиса. Я думаю, кризис вообще только начинается. Так что посмотрим…

Как вы считаете, какие сферы выиграют в нынешней ситуации?

Кризис, как ни парадоксально, — ускоритель прогресса, веб-дизайн и вообще интернет в целом будут развиваться быстрее. Смотрите, на западе бумажная пресса умирает прямо на глазах, с мая английское издание журнала Maxim будет существовать только в электронном виде. Ведь если посчитать затраты и доходы, электронная версия газеты или журнала в любом случае обходится дешевле, чем бумажная.

Значит, у всех сейчас один выход — идти в интернет?

Ну, если у вас есть хорошая идея, вам не нужны ни продюсеры, ни посредники, никто. Просто выкладываете свои идеи в интернете и ждете…

Как изменится вообще ваша отрасль из-за кризиса?

Трудно сказать — может быть, в стране скоро не будет вообще денег. Но ничего, будем пробками расплачиваться! Перспективы довольно туманные. Сейчас у меня ощущение, что деньги как будто куда-то делись!

Святослав Канунников
менеджер по продажам чайной компании

Чай — недорогой напиток, люди будут его пить, даже если не будет хватать на «вприкуску». Святослав говорит, что живет на один оклад, но дорогущие билеты в ЮАР уже купил.

Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны?

Да, она востребована. Ведь спрос рождает предложение. Люди как пили чай, так и пьют. Правда, сейчас россияне отказываются от дорогих сортов чая и переходят на более дешевые.

Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

Из-за изменения курса начали экономить на доставке товара. Раньше была доставка ежедневная, а сейчас возим чай раз в два дня. Максимально загружаем автотранспорт. Отказались от аренды машин, пользуемся только своими. Из-за роста доллара стало дороже закупать чай, поэтому пришлось поднять цены.

Как изменился состав людей, с которыми вы работали до кризиса и сейчас?

Началась текучка, не скажу, что люди вцепились в кресла. Упали продажи. У нас же оклад плюс процент с продаж. Мы фактически перестали надеяться на бонусы, сидим на зарплате. У нас крупная компания, думаю, что человек 15 ушли.

Может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье, и в бизнесе остаются только сильные?

Настоящий менеджер по продажам должен быть стрессоустойчивым. Клиент тебе не платит, а от тебя требуют, чтобы он расплатился, могут оштрафовать, сбой заказов — как снежный ком. Но люди идут. Все ищут лучшего. Я считаю, что выживут менеджеры, которые похожи на торговцев с обычного рынка. Такие хваткие, наглые, даже немного хабальные.

Есть какие-нибудь кризисные предписания от руководства?

Их четыре: наладить отношения с клиентами. Искусно уметь преподнести товар. Убедить клиента в том, что именно наша продукция нужна потребителю. И подписать контракт. Особенно приветствуются приятельские отношения с клиентами.

Как вы считаете, какие сферы выиграют от кризиса?

Парадокс, но мне кажется, выигрывают банкиры, экономисты. Говорят, что их сокращают, но ведь увольняют сейчас везде. Они играют на курсах валют, выдают кредиты под грабительские проценты. Мне в кризис больше повезло, чем, скажем, менеджерам, которые работают в строительстве. Там же вообще кошмар. Надеемся, что осенью увеличим продажи, потому что в холодное время чай покупают больше. В целом основной упор мы всегда делаем на осенне-зимний период. А вот лето будет не сезон. К концу кризиса рассчитываем выйти на прежний уровень. Надеемся на рост доходов. Будем повышать качество и продаж, и чая, проводить акции. Знаете, какой положительный момент кризиса лично для меня? Я все еще работаю!

Сергей Ваганов
старший продавец-консультант ck Calvin Klein

До кризиса торговые центры открывались рядом с каждой станцией метро, поэтому казалось, что в продавцы берут любого сошедшего с поезда на Курском вокзале. Сейчас, когда штаты сокращаются, профессиональные продавцы-консультанты по-прежнему востребованы; все-таки именно с ними общаются особенно нужные в кризис клиенты.

Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса…

Спрос на качественный сервис есть всегда. Хороший продавец-консультант ориентируется в коллекциях, может подобрать нужный фасон, сделать процесс покупки комфортным. Сейчас люди осторожно тратят деньги, дольше присматриваются к вещам.

Что изменилось в вашей профессии после начала кризиса?

Бизнес стал эффективнее. Поток людей увеличился, но они стали больше внимания обращать на качество, и это приятно. Я считаю, что прошло время импульсивных трат — во время шопинга важна уверенность в бренде.

Может, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье? В бизнесе останутся только сильные?

Профессионалы нигде без дела не останутся. Кризис — это фильтр, отделивший тех, кто просто плыл по течению.

Как изменится отрасль из-за кризиса?

Останутся сильные игроки, придут международные марки, которые рассматривают кризис как возможность быстрого выхода на наш рынок. Будет интересно.

Степан Михалков
ресторатор

Долгое время Михалков был известен как создатель дорогих «Ванили» и «Вертинского». Но последний год он развивает гораздо более демократичную сеть булочных-кулинарий «Хлеб&Co».

Изменились ли пристрастия покупателей после начала кризиса?

Нет, сейчас популярностью пользуются те же сорта хлеба и выпечки, которые раскупали до кризиса. В Москве только недавно начала развиваться культура свежего хлеба «на каждый день». К счастью, пока кризис не мешает этому развитию.

Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

Выручка в булочных «Хлеб&Co» упала на 10—15%.

Какие изменения уже произошли из-за кризиса?

Главное негативное изменение — падение выручки. Оптимизм внушает то, что гости стали более разборчивыми. Люди перестают ходить в невнятные гламурно-тусовочные рестораны, где нет ни концепции, ни качественной кухни.

Изменился ли приток людей в вашу профессию во время кризиса?

Их количество заметно уменьшилось. Надеюсь, в результате кризиса ресторанами перестанут заниматься «случайные» люди.

Как вы считаете, какие сферы выиграют от кризиса?

Безусловно, выиграет производство. Несмотря на то что сейчас оно переживает спад, скоро ситуация начнет меняться. Постепенно серьезные деньги можно будет зарабатывать на производстве реальных товаров и услуг, а не на агентских и посреднических услугах. Это безусловное оздоровление экономики.

Как изменится вообще отрасль?

На ресторанном рынке произойдет перераспределение инвестиций в пользу демократичных проектов. Новых ресторанов класса премиум станет намного меньше. А демократичные заведения будут все больше удивлять гостей, прежде всего предложениями из меню. Даже если средний чек не превышает 1000 рублей, вы все чаще и чаще будете находить в меню что-то действительно интересное. Например, в «Хлебе&Co» мы предлагаем новую линейку пирожков, а для кафе «Сибирский экспресс» придумали витрину с кулинарией, где продается еда навынос.

Дмитрий Полукаров
директор антиколлекторского агентства Onlyway.ru

Профессия антиколлектора — человека, защищающего ваши интересы в отношениях с банком, которому вы задолжали, — появилась до начала кризиса. Но по понятным причинам стала особенно востребованной именно сейчас.

В чем заключается работа антиколлектора?

Эти слова — «коллектор» и «антиколлектор» — через год-два отомрут, и нас будут называть просто специалистами по долгам, грубо говоря. Коллекторы вообще далеки от юриспруденции, они бывшие рэкетиры. Чтобы не попасть под 163 статью за вымогательство или доведение до самоубийства, они запугивают должников окольными путями. Например, сгорела у человека машина, а ему звонят и намекают, что неспроста загорелась. Без нашей помощи клиент либо повесится, либо отдаст, продав все, что угодно. Такого вида деятельности, как коллекторы, вообще не существует по закону, все претензии должны, как в Европе, решаться через суд. Из-за такого беспредела, конечно, мы востребованы.

Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

Очень много работы. Милиция у должников заявления о вымогательствах и угрозах принимать отказывается, люди идут к нам. Мы увеличили штат. Но мы берем на работу юристов, а коллекторы — студентов и бугаев, которые ездят людей пугать, так называемые хард-бригады.

Кто, если не коллекторы, должен выбивать невозвращенные долги?

Судебные приставы, по закону у них огромные полномочия! Но знаете, почему банки этого не делают? Дело в том, что сами банки нарушают закон. Они часто не дают второй экземпляр договора на руки кредитору. Так что, если дело доходит до суда, обычно побеждает именно кредитор.

Вадим Куров
психолог, директор центра kurov-psydoc.ru

Люди ходят к психологам в двух случаях — когда у них есть свободное время и проблемы. Во время кризиса и того и другого хоть отбавляй.

Стала ли ваша профессия более востребованной с началом кризиса?

В реальности, хотя люди и хотели бы с кем-то разделить трудности и посоветоваться, на специалистов в кризис у них просто не хватает денег, а консультации бесплатных или малополезны, или разочаровывают. К тому же у нас нет налаженной системы страхования — когда человек выбирает из страховки нужного специалиста, а не судорожно ищет на него деньги. Наш человек в условиях кризиса брошен наедине со своими проблемами и должен сначала выжить, а только потом найти хорошего консультанта.

Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию?

Может быть, многие и хотели бы войти в нашу профессию на волне человеческой беды и боли, и многие непрофессионалы это пытаются делать. Но такие люди быстро вымываются и оказываются невостребованными, даже если обладают нескромным стартовым капиталом. Это деликатная профессия, здесь не должно быть дилетантов.

Как изменились с кризисом жалобы людей?

Человек по сути не меняется и во все времена жалуется, по большому счету, на одно и то же: на одиночество, непонимание и бессилие. При кризисе это только усугубляется. А в нашей стране, взращивавшей управляемого человека, рассчитывавшего не на себя, а на авось, затем на доброго царя, затем на чудо… Как только социальная составляющая государства слабеет, он начинает терять ориентиры и паниковать.

Кто выиграет от кризиса?

В долговременной перспективе — люди, способные после падения делать выводы и новый качественный скачок. Сильный станет сильнее, а слабый или окрепнет, или ничего не потеряет и останется при своем.

Василиса Володина
астролог, ведущая программы «Давай поженимся»

Пальцы Василисы не усеяны громоздкими перстнями, а в ее приемной вместо магических шаров стоит ноутбук. К астрологам в кризисные времена всегда выстраивались очереди — люди резко начинают интересоваться эзотерикой и пытаются заглянуть в будущее.

Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны?

Профессия как была востребована, так и осталась. Может быть, количество обращений уменьшилось. Это же сфера услуг. Например, и такси стали меньше вызывать, и в ресторан ходить.

Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

С моей личной карьерой астролога все в порядке. У меня наработанная клиентская база. Для моих постоянных клиентов астролог — часть жизни. Тот, кто дает им прогнозы, ограждает от опасностей. Поднимается спрос на книги по астрологии, число людей, которые хотят заниматься ей факультативно, увеличится. Много будет любителей попрактиковаться на ближних, друзьях, но не для работы.

Как распознать хорошего астролога?

Если он вместо внятных рекомендаций и расчетов показывает глаз тритона в чашке, сушеные лапки паука, то это плохой астролог. Я не люблю антуража. Астролог должен говорить не абракадаброй, не про Сатурн и экзальтацию Венеры. А внятно, по-современному. Хотя проверить полезность астролога можно только по итогам, что улучшилось в жизни, насколько он помог избежать плохого.

Стали ли вы зарабатывать больше или меньше во время кризиса?

Я зарабатываю больше, потому что у меня вырос уровень цен, и я становлюсь специалистом для очень богатых людей. В среднем в кризис астрологи зарабатывают меньше.

Какие сферы выиграют от кризиса?

Кардиохирурги. Это ужасно, потому что ужасно жить. Вообще выиграют общественный транспорт, производство булочек, хлеба.

Можете дать астрологический прогноз насчет того, когда мы достигнем дна?

Мой прогноз подкрепляется еще и экономическим образованием. Кризис достигнет дна осенью 2009-го, и через год осенью 2010-го начнем выползать.