Легенда №17 | Кино | Time Out

Легенда №17

Денис Рузаев   5 апреля 2013
2 мин
Легенда №17
Байопик хоккеиста Харламова «Легенда № 17» доказывает: жанр спортивной драмы русским кино игнорируется зря.

Юный выпускник хоккейной школы ЦСКА Валера Харламов (Данила Козловский) рвет в клочья соперников армейского дубля – надеясь обратить на себя внимание тренера клуба и сборной Анатолия Тарасова (Олег Меньшиков). Тарасов засвидетельствует очередной харламовский гол – и, ехидно улыбаясь, отправит талантливого юниора не в основу, а в Чебаркуль. Набираться опыта в местной «Звезде» из второй лиги – со взрослыми мужиками, давно избавившимися от карьерных иллюзий. В Чебаркуле Харламов переживет дедовщину и тренировки на лестницах мартеновских печей, станет лидером команды и заслужит вызов в Москву. Где немедленно попадет в жернова тарасовской тирании – а также на карандаш главе спорткомитета (Владимир Меньшов), давно ищущему повод сместить Тарасова из сборной. Донос на тренера от недовольного игрока для этого бы сгодился.

Формально «Легенда» – упражнение в мифотворчестве, хроника становления не человека, но легенды о нем (эффект, который достигается отказом от повторения трагического финала харламовской жизни). Тем удивительнее, что этой канонизации фильм добивается, решительно отказываясь от плакатного образа Харламова как проклятого принца советского хоккея. Более того, Козловский играет «семнадцатого номера» парнем одаренным, но самовлюбленным, горделивым, потерянным. Обретает себя – и славу – он, лишь отказываясь от индивидуализма, принимая условия командной игры – и абсолютную власть тренера, которого Меньшиков играет саркастичным, едким, но безгранично романтичным в своей любви к хоккею и игрокам мудрецом.

«Легенда» – кино, безусловно, несовершенное, в чем-то (например, изображении советских реалий) неуместно глянцевое, в чем-то (портреты канадских профи) даже карикатурное, драматургически, пожалуй, слишком схематичное. Но спортивная драма – это всегда история преодоления (убедительностью которого и определяется напряжение, поддерживаемое фильмом), и, наводя на фокус на то, сколь беспощадно учитель вытачивает из ученика человека, Лебедев оправдывает, одушевляет и кондовый сюжет о пути пацана к успеху, и пошлое обаяние давно списанных в архив побед.