Черный город
Акунин намекает на кончину Фандорина
Заявленный как последний, этот роман про всеми любимого сыщика, как и полагается приличной литературе, появился на свет как бы по принуждению. Он вырос из любви Акунина к Гомеру и Le Figaro. В 2008-м французская газета предложила популярным прозаикам написать по рассказу, начинавшемуся с цитаты: «Одиссей пошел от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина…» За рассказом потянулся большой сюжет, и книга вышла бы гораздо раньше, если бы не бурные события прошлой политической зимы, наложившие свой отпечаток и на сам роман.

Действие детектива разворачивается, в основном, в Баку – Черным городом назывался один из пригородов нефтяной столицы Российской империи. В пышных восточных декорациях (частично бутафорских, собранных для съемок фильма в параллельной сюжетной линии) сталкиваются будущие властелины мира, вполне достойные друг друга нефтяные короли и террористы. На дворе 1914 год. Все предвещает беду – и роман с упоением подтверждает самые мрачные предчувствия.

«Черный город» – это летопись фандоринских неудач. Он остается без жены и без друга, большей частью пытается спасти персону, на которую никто и не думает нападать, оказывается жертвой изощренного предательства. Наконец, он замечает за собой прискорбные для молодца и трогательные для читателя привычки – из подкрашенных волос и расстройства за испорченный костюм складывается удивительно человечный образ. Так что к концу повествования с удивлением обнаруживаешь, что переживаешь уже не за судьбы мира (что за них переживать в 1914 году – и так все ясно), а за этого вполне живого и симпатичного человека. Как будто слушаешь – в который уже раз – рассказ дедушки о былых победах.