Карл Бартос (экс-Kraftwerk): «Откройте окно, закройте глаза» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Карл Бартос (экс-Kraftwerk): «Откройте окно, закройте глаза»

Анна Никитина   6 февраля 2009
3 мин
Карл Бартос (экс-Kraftwerk): «Откройте окно, закройте глаза»
Бывший участник пионеров электроники Kraftwerk сегодня в одиночку продолжает пытаться создать новую музыку с помощью новых технологий.

Я знаю, вы не очень любите говорить о группе Kraftwerk, с тех пор как покинули ее. Но все же: как вы относитесь к их согласию играть на разогреве у Radiohead? Логичнее ведь было бы наоборот.

Ну, от таких предложений не отказываются (усмехается). Насколько я помню, на тот концерт в Южной Америке пришло около ста тысяч человек или, может, восьмидесяти. Это была самая многочисленная аудитория в мире, и ни один музыкант не откажется играть перед таким количеством людей. Думаю, это был фантастический опыт для моих бывших коллег.

Вот вы читаете лекции про музыку в университетах. А вам не кажется, что ее стало слишком много из-за интернета? Казалось, что интернет дает свободу, но в итоге он окунает тебя в океан информации, в котором легко утонуть.

Да, мир тонет в океане звуков. Чтобы не потеряться, сочиняйте свою музыку.

Я не умею.

Ходите в церковь или пойте с друзьями, или слушайте то, что играет поблизости. Откройте окно, закройте глаза и слушайте, что происходит вокруг. Если вы в течение какого-то времени будете слушать шум машин, проезжающих по близлежащей дороге, то поймаете волну. Поверьте, вы станете слушателем уникального концерта — «Дорожной симфонии». Это будет не совсем музыка, но это определенно композиция. Попробуйте.

Вы делаете звук, скажем так, адекватный сегодняшнему дню. Из чего же «делается» футуризм? И не важнее ли делать что-то классическое, но вечное, нежели ультрасовременное, но сиюминутное?

Первое, несомненно, важнее. Это главное для любого творца. Но очень важны инструменты. Звук скрипки, фортепиано или тромбона — это всегда цитирование. В них вы слышите всех великих классиков прошлого, и этого нельзя избежать. Когда вы хотите сделать что-то новое, вам нужно заняться тем, что до вас никто не делал.

В музыке это еще возможно?

Да, возможно, но с новыми инструментами. Очень трудно сочинить симфонию для оркестра после Чайковского, Дворжака или Шостаковича. В нашем случае прекрасной альтернативой известным инструментам является компьютер. Это единственный способ сделать что-то по-настоящему новаторское, с новым подходом и новыми комбинациями.

Получается симбиоз искусства и техники.

Так всегда было. У Баха первоначально не было инструмента, который позволял мелодии одинаково звучать в разных тональностях. И ему пришлось сделать так, чтобы появилось пианино. Но то была эра механики, сейчас эра электроники, и, привнеся в нее все накопленные знания, мы также должны что-то новое изобрести. Музыка должна развиваться параллельно с наукой.

Читайте также: Выбор TimeOut — Карл Бартос