Вуди Аллен: «Снимать кино несложно» | Кино | Time Out

Вуди Аллен: «Снимать кино несложно»

Дэйв Кэлхоун, Time Out London   5 ноября 2013
4 мин
Вуди Аллен: «Снимать кино несложно»
На шестом десятилетии карьеры Вуди Аллен не сбавляет обороты. Фильм «Жасмин», который еще можно успеть посмотреть, входит в число его лучших работ.

Фильм «Жасмин» — одна из лучших работ Аллена со времен «Матч-пойнта». Режиссер всегда мечтал снять «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса. «Жасмин» — отдаленный ремейк этой пьесы. Ни одного симпатичного героя, ни одного радостного кадра — ложь, цинизм, ханжество и истерика. Но как прекрасна Кейт Бланшетт, которая сумела показать настоящий свет! Это искусство. И пусть хорошее здесь осталось за кадром, после этого фильма хочется все начать сначала.

— Вы выросли в очень скромной бруклинской семье. Почему при этом почти все ваши фильмы о богачах, интеллектуалах, так называемой богеме?

— Это та жизнь, которую я знаю. Мне было 19, когда я переехал в Нью-Йорк. Я начал встречаться с девушками, жениться, заводить друзей. Десятилетиями все люди, которых я знал и чей опыт мог записать, были с Манхэттена. И да, они получили хорошее образование и финансово защищены. Но если они были из среднего и высшего классов, то я был из низов. Поэтому они интересовали и интересуют меня. Забавляют. Меня занимает их глупость. Образование и деньги не мешают им выставлять себя на посмешище и превращать свою жизнь в трагедию. Но время от времени меня привлекают истории вроде «Бродвей Дэнни Роуз», в которых богачей нет.

— Вы всегда наверняка знаете, что фильм удался?

— Я всегда знаю, каков он по моим стандартам. Но реакцию публики предсказать не могу никогда. Бывает, я осознаю: «Да, все получается идеально, так, как я и задумывал». Но намного чаще у меня возникают мысли: «Боже, идея была такой хорошей, а я все испортил».

— Какие из своих фильмов вы считаете удачными?

«Пурпурная роза Каира», на мой взгляд, была попаданием в яблочко. Как и «Пули над Бродвеем». И «Мужья и жены». И «Полночь в Париже». Они по крайней мере получились ровно такими, какими я их себе представлял в своей спальне, работая над сценарием. Я всегда пишу в спальне. Просыпаюсь, завтракаю, делаю гимнастику, отправляю детей в школу и возвращаюсь в спальню — ложусь на кровать и пишу.

— Вы быстро пишете?

— Очень быстро. Стремительно. Если попросить меня переписать сцену — то я сделаю это за пять минут. Я просто не перфекционист. Я не раздумываю над каждым словом. Я невнимательный, торопливый автор.

Кейт Бланшетт в «Жасмин» совершает настоящий актерский подвиг, и хотя там есть комедийные нотки, она играет настоящую трагедию. Вам проще писать серьезные роли для женщин, чем для мужчин?

— Мне так удобнее, уж не знаю почему. Когда я начал писать много лет назад, то писал только мужские роли и сам потом играл главную из них. Люди часто жаловались, что я представляю только мужскую точку зрения. Но потом я пожил с Дайан Китон, очень хорошо узнал ее — и она меня вдохновила, очень повлияла и на мои фильмы, и на меня самого. И я написал для нее «Энни Холл». Это была первая серьезная женская роль, которая мне удалась. А потом я с удивлением обнаружил, что все чаще пишу сценарии под женские главные роли. Все произошло бессознательно, и теперь, вы правы, когда я чувствую, что пишу серьезную и сложную историю, то именно женские проблемы мне интереснее вывести на первый план.

— Зато о мужчинах проще шутить?

— Да, намного. Когда я пишу и снимаю комедию, то мне легче выстраивать ее с мужской точки зрения. Наверное, дело в том, что я сам комик, во мне включается мой собственный опыт.

— В обычной жизни чью компанию вы предпочитаете — мужскую или женскую?

— О, конечно, женскую — я сейчас не шучу. Мне и с мужчинами не то чтобы некомфортно, но с женщинами я больше расслабляюсь. Так, по идее, не должно было быть — моя мама насаживала в семье жесткую дисциплину, а отец был милым легкомысленным парнем, который брал меня на бейсбол. И тем не менее меня почему-то тянет к женщинам.

— Вы вообще когда-нибудь перестаете работать?

— Я не такой уж и труженик по сравнению с таксистами, учителями, полицейскими. Люди думают, что снимать по фильму в год утомительно. Это не так. Когда ты написал сценарий и нашел деньги, большая часть работы уже сделана. На съемки много времени у меня не уходит. Я успеваю и поиграть с детьми, и сходить на баскетбол, прогуляться, порепетировать с моим джаз-бендом. Трудно снять хорошее кино, это правда. А так, снимать фильмы несложно.