«Здесь нет пропаганды фашизма» | Арт | Time Out

«Здесь нет пропаганды фашизма»

Игорь Шулинский   5 ноября 2013
3 мин
Михаил Розанов представляет архитектурную фотовыставку сооружений эпохи тоталитаризма в разных странах.

Муссолини, Франко и Сталин — личности окровавленные и жестокие. Когда художник обращается к стилю этой «тройки», он невольно начинает оправдывать нелиберальные ценности. В наше непростое политическое время это твой осознанный шаг?

— Я не хочу прославлять вообще ничего, что связано с Муссолини, Франко или Сталиным. Это чисто художественная съемка, здесь нет пропаганды фашизма! Мне просто очень хотелось показать классическую архитектуру, которая делалась тогда. Я предлагаю именно художественное исследование этого последнего большого имперского стиля, абсолютно не вдаваясь в идеологические дела. Потому что существует же отвлеченная красота, чистая, которая над любыми социальными подтекстами.


Читать подробнее о высатавке Михаила Розанова «Тоталитарная архитектура»


— Тебя приписывали к неоклассицистам, к питерской группе «Новые художники». У петербуржцев же всегда было заигрывание с тоталитаризмом…

— Античность — имеется в виду Древняя Греция — это было первое место, где появились демократические принципы. Все эти идеи гуманизма, величия человека… они зародились именно в Греции. Это было первое демократическое общество. И мне близок неоклассицизм именно потому, что в нем есть отсыл к Античности, к корням…

— Но все же ты был известен долгое время как человек, который фотографировал бабочек, цветы, нежность…

— На самом деле снимать я начинал с архитектуры, потом — индустриальные дела, мосты, железки и так далее, а все эти бабочки-цветы — в перерывах… Просто так получилось, что их все видели, а серьезные архитектурные вещи — нет. Так как у меня были либо заказные съемки для компаний, либо небольшие выставки. И теперь на «Винзаводе» я специально хочу показать такую тоталитарную экспозицию, потому что она очень чистая и лаконичная…

— Эти твои индустриальные фотографии прекрасно смотрятся в домашнем интерьере — как элемент дизайна. И стоят в среднем 3000 евро. Вот люди придут на большую выставку, а захотят ли они купить в свои дома, квартиры, таунхаусы твои работы, как ты думаешь? Будут ли они поднимать им дух, радовать глаз?

— Думаю, все зависит от человека, но, честно говоря, архитектурная фотография больше подходит для корпоративных коллекций, а не для частных приобретений. И вообще, у нас с частными приобретениями дела обстоят не слишком хорошо. Пока для себя люди не особо покупают…

— И все-таки эти работы очень хорошо смотрелись бы дома… Что ты хочешь сказать людям, которые придут на выставку, на «Винзавод»? Что бы ты хотел им пожелать?

— Пожелать я хотел бы, чтобы люди смотрели на работы, стараясь отстраниться от идеологии, — как на мое ощущение стиля, который завораживает.