5 постановок Боба Уилсона | Театр | Time Out

5 постановок Боба Уилсона

Елена Груева   30 сентября 2013
2 мин
К приезду театрального гуру вспоминаем его зрелищные спектакли: от оперы на музыку Гласса до перформанса с Абрамович и Дефо.

«Последняя лента Крэппа»

5, 6 октября на фестивале «Solo»

Будучи фанатом хореографии Баланчина и художником, Боб Уилсон (по образованию — архитектор) в первых же своих режиссерских работах (а начал он еще в 1969 году) заворожил всех изменчивой, движущейся картинкой. Основная интрига развивалась от одного визуального образа к другому. Например, в его первом триумфе на Авиньонском фестивале в 1976 году — постановке оперы Филиппа Гласса «Эйнштейн на пляже» — действие начиналось в поезде на паровощной тяге, а заканчивалось в космическом корабле. Так Уилсон представил эволюцию мысли ученого.

В России Уилсон появился значительно позже. Впервые Фестиваль им. Чехова показал его «Персефону» по Гомеру, где сцена превратилась в фото-диафрагму, способную свернуться в точку или вычленить любой прямоугольник трехмерного сценического пространства. На театральной Олипиаде 2001 года он представил фантазию на тему пьесы Стриндберга «Игра снов». Дочь богов Индра попадает на землю, где все серо, томительно, диссонансно, неприкаянно, к тому же двоится, повторяется как в дурном сне — здесь нечего спасать.

В 2005 году Уилсон поставил в Большом театре оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй».

В последние годы он украшает своими премьерами ведущие театры европейских столиц. В Берлине в 2009 году он ставит в театре, созданном Брехтом — «Берлинер Ансамбль», сначала «Трехгрошевую оперу», а потом «Сонеты Шекспира». 25 сонетов, положенные на музыку певцом Руфусом Уэйнрайтом, поставлены как дивертисмент ироничных клоунских комиксов. Мужские роли играют женщины, а женские — мужчины. В возрожденческих нарядах они умудряются становится похожими то на вельмож, то на животных, то на призраков.

В 2011 году на Манчестерском фестивале состоялась премьера самого невероятного на сегодня театрального зрелища — четырех-часовой перформанс «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленный Уилсоном с труппой Королевского театра Мадрида, с участием самой Абрамович и американского актера Уиллема Дефо. Музыку для спектакля написал и исполнил Этони Хегарти, лидер инди-группы Antony and the Johnsons.

В 2012 году в Афинах он поставил грандиозную эпопею по поэме Гомера «Одиссея», где поиграл с традициями древнегреческого театра.

Фото: www.robertwilson.com