Москва
Москва
Петербург
Американский грайндхаус

Американский грайндхаус

Несмотря на свое название, документалка "Американский грайндхаус" не столько бытописание тех самых кинотеатров, что специализировались в семидесятые на показе фильмов "второго класса" и которым признавались в любви все кому не лень (в том числе популяризировавшие вынесенное в заглавие словечко Тарантино с Родригесом).
Скорее это рассказ (причем весьма подробный) о жанре эксплотейшн как таковом – от первых дней кинематографа и до восьмидесятых, от рассвета до заката. Параллельная история кино – или история параллельного кино, кому как больше нравится. Грайндхаус здесь не забавное явление, чистой воды guilty pleasure, а огромный подземный город, бархатное подполье, без которого мейнстрим никогда не мог бы существовать. Соответственно, и панораму рисуют вполне внушительную.

В качестве иллюстраций этому рассказу служат сотни, если не тысячи отрывков из «культовой классики» великого жанра (женщины и дети – прочь от экрана). Попутно умудренные сединами эксперты, среди которых такие известные имена, как Ларри Коэн, Джон Лэндис и Джо Данте, не спеша, с шуточками поведают нам всю историю эксплотейшна. А она, естественно, оказывается примерно равной истории кино вообще: в нее на равных правах включают вполне невинные по нынешним меркам байкерские фильмы и бесстыжее кино о сексуальных извращениях и домогательствах, ставшие чуть ли не эталоном стиля «пляжные» фильмы сороковых и молодежные картины пятидесятых, блэксплотейшн (то бишь кино, зацикленное на темнокожих) и трэш-хорроры… В эту же кучу отправляют и, например, «Уродов» Тода Браунинга, что, в общем, выдает авторов с головой: все, что вызовет у среднестатистического хипстера восторг и вполне канает под определение «лулз», то и есть американский грайндхаус, неистовый и беспощадный.

Хотя дело тут, конечно, не в стиле и не в лулзах: куда важнее, что грайндхаус (и в кавычках, и без кавычек) оказался весьма своевременной темой. «То, что запрещено – то разрешено!» – заявляли когда-то молодые режиссеры и на мизерный бюджет умудрялись снимать – нет, отнюдь не шедевры, но фильмы, которые собирали полные залы, пусть даже и во второсортных кинотеатрах. А ведь в кино, как говорил еще Орсон Уэллс, самое главное – деньги! Во всяком случае, в Америке… (Джон Лэндис в кадре согласно кивает.) Сейчас, как будто бы, разрешено все (отсчет вседозволенности авторы документалки ведут аж со спилберговских «Челюстей»). Но никто при этом не спешит отвешивать оплеухи и тумаки общественному вкусу и снимать кино за две копейки. Или, во всяком случае, не относится к снятому серьезно. А те немногие, кто относится – сразу взлетают на вершины и обретают статус святых. В таком контексте «Американский грайндхаус» – это не исторический пыльный том, который годится разве что для зануд-синефилов, а вполне правильное, четкое и, опять же, своевременное руководство по тому, «делать жизнь с кого». Да-да, с сумасшедших. Им, как известно, все можно.
2 августа 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация