Екатерина Бобринская «Чужие?»
Бобринская, применяя инструменты современного искусствознания к отечественному контексту, твердой рукой вписывает наше искусство в основные модернистские мифы ХХ века.
Екатерина Бобринская — не первый исследователь, применяющий инструменты современного искусствознания к отечественному контексту. Но никто до нее не делал это на таком объемном материале. После множества книг, изданных в последние годы — историй, хронологий, монографий, описаний коллекций, — автор может себе позволить, не пересказывая известные всем интересующимся факты, пуститься в свободное плавание по волнам важных для искусствознания трендов и брендов. Подвергая сомнению известные положения, исследуя языковые проблемы и маркетинговые стратегии, метафизику и физические особенности — музеев и персонажей, — способы манипулирования сознанием, Бобринская твердой рукой вписывает отечественное искусство в основные модернистские мифы ХХ века — доказывая, что ничто человеческое не было чуждо проживающим за железным занавесом.

И вопрос про «чужого» в этом контексте обретает новый смысл: чужие среди своих, художники «неофициального» круга оказываются своими в большой истории, где идеи, мысли, страхи свободно преодолевают границы. Жаль лишь, что автор, избегая разговоров о героическом подполье, не включила в свой труд тех, кто разделял доктрины соцреализма. Многие ее рассуждения вполне можно было бы распространить и на орденоносных героев вчерашнего дня.