8 причин, из-за которых страдает искусство | Арт | Time Out

8 причин, из-за которых страдает искусство

Виктория Пономаренко   8 июля 2013
5 мин
Разведенные отцы Британии привлекают внимание к своим проблемам вандализмом. Мы вспомнили, кто еще и зачем атаковал искусство.

Семейные проблемы: разведенные отцы и «Телеги для сена»

Британская группа «Fathers4Justice» выступает за предоставление отцам распавшихся семей равного с матерями доступа к детям. Хотя организация существует уже десять лет, этим летом ее участники решили использовать для достижения цели искусство. 28 июня член «Fathers4Justice» Пол Мэннинг приклеил снимок своего сына к картине Джона Констебла «Телега для сена» в Лондонской национальной галерее. Ранее, 13 июня, разгневанный отец Тим Харрис краской из балончика написал «Помогите!» на портрете королевы Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве. На прошлой неделе, 7 июля, активисты пообещали испортить десять тысяч «Телег для сена», ради привлечения внимания к проблеме.

Религия: Верещагин, Курбе и чувства верующих

В октябре 1885 года в Вене открылась выставка отечественного баталиста Василия Верещагина. Его картины из «Евангельского цикла» очень не понравились кардиналу Гангльбауеру. Сначала он потребовал убрать полотна из экспозиции, а получив отказ, опубликовал в местной прессе гневное письмо, где обвинял художника в кощунстве. Вскоре нашелся фанатичный монах, который защитил веру, облив «Святое семейство» и «Воскресение Христово» кислотой. Обе работы были уничтожены.

Уже в 1909 году некий добропорядочный католик приобрел работу Гюстава Курбе «Возвращение кюре с приходской конференции» (1862), и уничтожил ее как антицерковную. Французский реалист изобразил священников пьяными, еле волокущимися по проселочной дороге, кстати, изначально рассчитывая на резкую реакцию.

Феминизм: Венера и женское избирательное право

10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон зашла в Лондонскую национальную галерею, прихватив с собой нож для разделки мяса. «Жертвой» активистки стала «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Ричардсон ударила по живописному телу богини семь раз. Она объяснила агрессию к «самой прекрасной женщине античных мифов» протестом против ареста лидера суфражисток Эммелин Панкхерст, «самой прекрасной личности современности».

Политика: Русалочка и исламофобия

Скульпура «Русалочка» Эдварда Эриксена страдала не меньше, чем ее прототип из сказки Ганса Христиана Андерсена. Ей зачем-то отпиливали голову, ее измазывали краской и взрывали, прикрепляли к руке фаллоимитатор. Вандализму с определенной задумкой статуя подверглась в 2004 году. Неизвестные нарядили ее в паранджу и прикрепили табличку «Турция в ЕС?» (в тот период активно шли переговоры по этому вопросу).


Тщеславие: мастера и самозванцы

Довольно часто картины подвергаются атакам людей, относящих себя к художникам. Последний резонансный случай произошел 7 октября 2012 года в лондонской галерее Tate Modern. Гражданин Польши Владимир Уманец, объявивший себя представителем «йелоизма», маркером расписался на картине Марка Ротко «Черное на коричневом», обозначив в углу холста свое имя, год и определение «Потенциальный кусок желтизны». «Йелоист» беспрепятственно покинул галерею, успел дать интервью, но все же был задержан. Пространством для творчества ранее становилась картина Малевича «Супрематизм», на которой в 1997 Александр Бренер нарисовал знак доллара. В «Фонтан» Дюшана  (по виду самый настоящий писсуар) в качестве художественного акта в 1993 помочился Пьер Пиночелли. В 2006 он же разбил молотком другой вариант писсуара.

Безумие: Дюрер, Репин, Рембрандт и впечатлительные психопаты

Но чаще всего с ножами, кислотой и молотками на произведения искусства бросаются психически нездоровые посетители, которые не могут мотивировать свои поступки. Таким был, например, иконописец и старообрядец Абрам Балашов, который 13 января 1913 года с криком «Довольно крови! Долой кровь!» изрезал картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года» (Третьяковская галерея). Или некий Вильгельм фон Райк, в 1975 году «по приказу Христа» ударивший ножом картину Рембрандта «Ночной дозор» (Государственный музей, Амстердам).

Другой шедевр голландца — «Даная», — уже в Эрмитаже 15 июня 1985 года облил кислотой и порезал инженер завода радиотехники Бронюс Майгис. У него диагностировали вялотекущую шизофрению и отправили лечиться. На реставрацию картины ушло 12 лет.

Но настоящий рекордсмен «искусства ради искусства» — Ханс-Йоахим Больманн. В течение жизни (а прожил он 72 года) немец облил серной кислотой 56 живописных и графических изображений, включая работы Рембрандта и Дюрера. Больманн отсидел три срока в тюрьме и регулярно лечился в психиатрических клиниках.

Мораль: защитники нравственности и обнаженные тела

Показательно, что вандалы, оправдывающие свои действия защитой нравственности, тоже не совсем здоровы.

Например, Кэри Джедсон Ворбингтон, житель города Омаха. В 1890 году он взял стоящий в зале музея стул и бросил его в салонную и довольно приторную картину «Возвращение весны» (1886) Вильяма Бугро. Холст почти не пострадал. Мужчина объяснил, что подобные изображения он встречал в «доме с дурной славой» и не хотел бы, чтобы его мать или сестра видели работы, наполненные такой неприкрытой сексуальностью. На суде его признали невменяемым, а вскоре после этого Ворбингтон покончил с собой.

Наша современница Сьюзан Бернс в апреле 2011 года в Вашингтонской национальной галерее неожиданно набросилась на картину Поля Гогена «Две таитянки» (1899) и начала молотить кулаками по защитному экрану. Позже она объяснила, что «Гоген — это зло». Во-первых, он изобразил обнаженных женщин, во-вторых, выглядят они «очень гомосексуально». Но все прояснилось окончательно, когда Бернс рассказала полиции, что «она от ЦРУ» и в голове у нее радио.

Невежество: уборщица и художница

Иногда акт вандализма обусловлен исключительно благими намерениями и осуждать таких вандалов даже странно. Комичный случай произошел в 2001 году в лондонской галерее «Eyestorm». Уборщица Эммануэль Асаре сгребла в кучу и выбросила часть инсталляций Дэмиена Херста, решив, что горы окурков, пивных бутылок и стаканчиков от кофе — последствия бурного открытия выставки.

А 80-летнюю испанку Сесилию Хименес расстраивало, что краска на фреске Элиаса Гарсиа Мартинеса «Се человек» (в храме недалеко от Сарагоса) осыпается и никого это не беспокоит. В августе 2012 она, вооружившись красками и кистями, самостоятельно «отреставрировала» изображение. Получилось у старушки очень забавно, но сама она осталась недовольна и обратилась с раскаянием в центр по охране культурных памятников.