50 человек, которые делают жизнь в городе лучше | Город | Time Out

50 человек, которые делают жизнь в городе лучше

  13 мая 2013
14 мин
Люди, которые кормят нас щечками и почками, одевают в платья с собачками, сажают на велосипеды и показывают редкое кино.

Город

Сергей Капков (на фото), руководитель Департамента культуры Москвы в ранге министра Правительства Москвы
Самый популярный московский министр работает над превращением города для зомби в город для людей. В этом году продолжилось успешное освоение Парка Горького. Реконструкцию Крымской набережной осуществляет команда Wowhaus. Вездесущее архитектурное бюро призвано объединить в гигантскую пешеходно-велосипедную зону территорию от Воробьевых гор до Болотной площади. Сергей Капков работает по последней моде: проект вынесен на обсуждение москвичей, муниципальных депутатов и экспертов новообразованного совета по развитию общественных пространств, в который опять же входит Wowhaus.

Этим летом команда Сергея Капкова проводит фестиваль с амбициозным названием «Лучший город Земли», в программе которого перформансы, фестиваль современного искусства и 3D-графики и еще 1000 мероприятий. О качестве их мы пока не знаем, но хотим напомнить, что Москва еще не Лондон, и, может быть, со званием лучшего города Земли стоит подождать. В любом случае, Капков и его соратники не могут сами воплощать в жизнь все идеи — и вынуждены привлекать дополнительные силы, не всегда блестящие. Хотя планы Капкова воодушевляют. Так, на ближайшие три года запланирована реконструкция Зоопарка, на крупные строительные работы уже выделено около 1 млрд рублей.

Дмитрий Левенец, координатор проекта РосЖКХ, создатель «ДомДворДороги»
Юрист Дмитрий Левенец вовлек москвичей в работу над собственным городом: если не обращать внимание коммунальщиков на отсутствие пандусов, те появятся — но согласно общему плану, через несколько лет.

Игорь Поносов и Антон Макович (Мэйк), активисты движения «Партизанинг»
Художники и активисты прославились, установив напротив Кремля дорожный знак «Осторожно, впереди тандем». Сейчас проводят по всей стране воркшопы по граффити на стенах школ и прочим вещам, которые помогают одомашнить город.

Глеб Витков, научный сотрудник
Молодой архитектор начал с исследования северных моногородов. Сейчас преподает в Высшей школе урбанистики, придумывает механизмы взаимодействия между жителями и властями города.

Алексей Митяев, советник руководителя Департамента транспорта Москвы
После поста о том, как участвовать в тендерах мэрии, Алексея Митяева позвал в советники городской министр транспорта Максим Ликсутов. В его команде Митяев разрабатывает пилотные проекты велоинфраструктуры, пешеходных зон, навигации. Ему мы обязаны новой навигацией в метро и велопарковками.

Мария Игнатьева, Александра Дашина, KidsCanDo
Художница Мария Игнатьева, основавшая кинотеатр под открытым небом On the way, и преподавательница Александра Дашина в этом году делают детскую pop-up-станцию. Это автобус для детей от 9 до 16 лет, где будут незанудно учить игровому и документальному кино, живописи, перформансу и вокалу. Помочь проекту можно на start.planeta.ru.

Наташа Шойхет«БуквоДом» в парке «Сокольники»
Филолог Наташа Шойхет превращает старую библиотеку в Сокольниках в коворкинг, где можно почитать книгу под открытым небом, а если она понравится — унести домой.

Книгоиздание, журналистика, искусство

Айдан Салахова (на фото), художник, профессор МГАХИ им. Сурикова
Освободившись от обязанностей галеристки, Айдан Салахова сосредоточилась на собственном творчестве, значительную часть времени проводит за обработкой каррарских мраморов и в студии на «Винзаводе». За тем, как работают художница и ее студенты из института им. Сурикова, можно наблюдать в режиме реального времени на aidans.ru/studio.

Варвара Горностаева, редактор
«Подстрочник» Лилианны Лунгиной, «Джозеф Антон» Салмана Рушди, сборники рассказов Вуди Аллена в авторской редакции, научно-популярные книги Ричарда Докинза. Почти вся самая актуальная иностранная литература в лучших переводах — заслуга Вари Горностаевой, когда-то главы издательства «Иностранка», а теперь Corpus. Это она вслед за мировой тенденцией приучила русского читателя к научпопу, это с ее подачи жанр биографии по-настоящему вошел в моду. Это благодаря ей значок Corpus гарантирует удовольствие от книги.

Елена Шубина, редактор
«Редакция Елены Шубиной» — теперь так называется структурное подразделение «АСТ» с Еленой Даниловной во главе, выпускающее всех лучших отечественных авторов, которые забирают все призы на всех литературных конкурсах. Что не удивительно: среди ее подопечных Михаил Шишкин, Александр Иличевский, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Александр Терехов, Александр Кабаков, Людмила Улицкая и другие, возможно, менее именитые, но не менее талантливые авторы.

Роман Супер и Владимир Познер, телеведущие
Если вы смотрите аналитику и новости по телевизору, то это либо «Познер», либо «Неделя с Марианной Максимовской», репортажи для которой делает Роман Супер. В этом случае вы также читаете «Фейсбук» Супера: когда он пишет о мечте девушки с «синдромом бабочки» Нади Кузнецовой иметь пальцы рук, на операцию за неделю собирают 2,5 млн рублей.

«ВАРВАРЫ», объединение художников
Хочется надеяться, что объединившая юных выпускников прогрессивных художественных школ выставка в «ПRОЕКТе_FАБRИКА» окажется не одноразовой историей, номинированной в этом году на молодежную «Инновацию». Видео и инсталляции — от энергично-диковатых до изящно-интеллектуальных — обещают оправдать все надежды, которые без устали возлагает на молодое поколение художественная общественность.

Марат Гельман, руководитель проекта «Культурный Альянс»
На «Винзавод» после недолгого перерыва вернулся не галерист, а директор Пермского музея современного искусства, культур-трегер, распространяющий свое влияние на города и веси. В помещении, бывшем когда-то его галереей, Гельман представляет самое интересное из того, что происходит в провинции.

Марина Лошак, арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж»
Новый директор демонстрирует убедительную программу в Малом и Большом Манеже, «Рабочем и колхознице». Сложно приходится большим инсталляциям, сталкивающимся с планами высшего руководства в Большом Манеже: после того как блистательную Тихару Сиоту вытеснили на верхний ярус гламурные кухни, становится страшно за будущие выставки.

Борис Куприянов, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»
Мало кто из столичных интеллектуалов делает так много для города, как Борис Куприянов. А год назад он взялся за, казалось бы, неподъемное: районные библиотеки. Вместе с голландским архитектурно-урбанистическим бюро SVESMI был разработан проект, как превратить московские библиотеки в оживленные общественные пространства, куда ходили бы не только школьники и пенсионеры, но и работающая часть населения города. Где можно было бы не только читать книги, но и общаться и работать. К осени пять из 480 библиотек должны быть перестроены. В них исчезнет деление на фонд абонемента и фонд читального зала, 70% книг будут стоять в открытом доступе.

Рестораны

Владимир Мухин (на фото) и Дмитрий Зотов, шеф-повара
Карьерный взлет Дмитрия Зотова начался пару лет назад, когда он из шеф-повара ресторана «Zолотой» превратился в бренд-шефа холдинга «Ресторанный Синдикат». Талант Владимира Мухина стал заметен еще позже — прошлым летом он ушел из тихих кафешек переделывать меню светского панорамного White Rabbit. А на неделе «Омнивора-2013» в Москве стало очевидно, насколько они оба круты. Их блюда в дегустационных сетах были не менее интересны, чем у заезжих гастролеров. Благодаря «Омнивору» появилась уникальная возможность сравнить наших ребят с их иностранными коллегами — и все фудис ходили из ресторана в ресторан, ели по два ужина за день, сравнивали, обсуждали. В том числе и зотовские тартар из оленя и конфету «Рафаэлло» из белого шоколада и цветной капусты, и мухинские суп-пюре из горного щавеля и дикого голубя с кофейной землей. И от этих обсуждений у нас лично проснулось внутри очень приятное, большое, теплое и такое редкое в родных пенатах чувство гордости. Главное, что «Омнивор»-то уехал, а ребята остались — в ежедневном доступе для всех москвичей.

Анна Олевская и Юлия Шмакова, владелицы Pie Point
По их собственному чистосердечному признанию, владелицы Pie Point в Англии не были и аутентичных английских пирогов не ели. Обстоятельство это, по счастью, ничуть не помешало им открыть первую в Москве английскую пироговую. Где поочередно пекут 12 закрытых паев с густой и сытной желейной начинкой, по большей части мясных, но еще овощных и рыбных. Пиво к ним наливают, разумеется, пинтами.

Сергей Березуцкий, шеф-повар
Молодой талантливый повар Сергей Березуцкий в роли шефа в Москве — впервые. В ресторане «Как есть» он вот уже три недели кормит людей вкусной и, что называется, интеллектуальной едой, причем за недорого. Современные техники, сезонные продукты, смелые сочетания, ощутимый русский акцент, непременные почки и щечки. «Письмо от Шефа» — заказывать обязательно: оторваться можно, только «дочитав» до последней ложки.

Иван Шишкин, шеф-повар
В мире гастрономии сложилась непривычная, но вполне ожидаемая ситуация: мишленовские шефы идут в народ. В Сингапуре, Гонконге, Нью-Йорке и Париже даже самые массовые бистро и закусочные теперь придумывают корифеи высокой кухни. Иван Шишкин, член команды фешенебельного гастробутика Delicatessen, запустил в саду «Эрмитаж» вполне народный проект «БутерБро». Приятно, когда Москва шагает вровень с лучшими городами мира. Согласитесь, это случается редко.

Александр Аксенов, владелец Pelman Hand Made
Пельмени и чай — самая популярная еда на территории России. Модернизация затронула все сферы питания, даже фастфуд и чебуречные. Пожалуй, только пельменные остались на уровне столовой: с мухами и тетками за прилавком. Открытый Александром Аксеновым Pelman Hand Made на Тверской — пример удачного ребрендинга, который учитывает наши традиционные вкусовые пристрастия.

Наталья Жилина, совладелица бара-буфета «Николай»
Сеть — это что-то бездушное на службе у глобального капитализма. Бар-буфет «Николай» начинался с маленькой пироговой на Пятницкой, ее интерьер посвящен семье виолончелиста Николая, в которой родилась Наталья Жилина. История оказалась по вкусу москвичам. Теперь «Николаев» три, в том числе и на дорогой Тверской улице. Кроме того, идея экспортирована за пределы города, в Киев и Таллин.

Мода

Мирослава Дума (на фото), фэшн-консультант
Сначала основала популярный сайт о моде Buro 24/7, после чего стала еще и digital-директором ЦУМа. Из модной тусовщицы Дума окончательно превратилась в одного из самых уважаемых фэшн-функционеров нашего города.

Андрей Артемов, стилист, дизайнер бренда Walk of Shame
Талантливый стилист, совсем недавно ставший не менее талантливым дизайнером, с каждым сезоном набирает все большую популярность. Платья с собачками и свитера с надписями «I am Luxury» и «Слава России» в рамках сегодняшнего московского представления о моде стали едва ли не более статусными, чем когда-то были майки Симачева с Путиным и хохломой.

Гоша Рубчинский, дизайнер
Молодой дизайнер довольно неожиданно снискал славу на Западе — попав под крыло к дизайнерам Comme des Garcons, Рубчинский сначала стал продаваться в их лондонском Dover Street Market, а потом и в других модных концептуальных магазинах по всему миру, вроде Opening Ceremony. Последний, к слову, в своем «Инстаграме» называет Гошу культовым русским и собирает на фото его творений сотни лайков.

Nike, московский офис
Еще в прошлом году, а в этом — с новой силой, российское представительство спортивной компании удивительным образом заставило москвичей бегать. Стало ли тому виной открытие в большинстве парков беговых клубов, яркость и красота беговых
кроссовок или желание хотя бы духовно приблизиться к центральному парку — непонятно. Но не бегает в Nike сегодня только ленивый. Кто не бегает — тот выискивает себе модные кроссовки Nike Air Max наиболее редкой расцветки.

FOTT, команда создателей
Те, кто не носит Nike, покупают себе в Fott кроссовки New Balance. Выросший из небольшой комнаты полноценный красивый магазин по соседству с Leform благодаря грамотному позиционированию стал сегодня в Москве самым востребованным и уважаемым местом продажи муж ской повседневной одежды.

Театр

Мария Александрова (на фото), балерина
Все, что не классика, — раньше в Большом всегда отдавалось кордебалету. Звезды отказывались, фыркали — и вслед за ними фыркала публика. Прима Большого Мария Александрова решительно взялась за балет, где нет лебедей и фей, зато на сцене есть биде и газовая плита, — и выдала такую love story, что право отличного балетмейстера Матса Эка на существование в Большом признали даже самые злобные консерваторы. А значит, мы сможем еще увидеть его спектакли.

Игорь Зеленский, художественный руководитель Музыкального театра
Этой весной театр купил «Майерлинг» Кеннета Макмиллана — балет о том, как плохо принцу быть романтиком. И если в первом составе безумным принцем был Полунин, а во втором статный премьер Музыкального Георги Смилевски — то в третьем на сцену вышел сам Зеленский и показал подчиненным, как надо танцевать и сходить с ума. Прогресс в репертуаре и в исполнительском искусстве обеспечен.

Ирина Вилкова, актриса
Вилкова блистает в «Театре.doc» в «Аляске», поставленной как настоящий западный спектакль, и в остроумном спектакле режиссера Владимира Мирзоева «Толстой — Столыпин. Частная переписка», где она играет простую и сильную деревенскую бабу, убившую свекра-насильника и готовую сама за себя ответить перед судом и Судом.

Михаил Дурненков, драматург
Заказывать адаптацию классических текстов Михаилу Дурненкову уже стало традицией. Умеет он в хрестоматийных историях уловить нерв и насытить их современными реалиями. Но все более актуальными становятся и оригинальные пьесы Дурненкова. По ироничной драме «(самый) Легкий способ бросить курить» о напрасной попытке переделать свою и чужие жизни по известным лекалам вышли в этом сезоне сразу две премьеры: молодежно-хипстерская в Центре драматургии и режиссуры и побытовей — в «Школе современной пьесы».

Павел Пряжко, драматург
На последней церемонии вручения «Золотой маски» режиссер Дмитрий Волкострелов, получая награду «За поиски новых смыслов», отдельное спасибо сказал белорусскому драматургу Павлу Пряжко, в чьих пьесах он эти смыслы и находит. Москвичам поискать их можно в «Театре.doc», где идут уморительная постановка Михаила Угарова матерной эпопеи о женитьбе бывшего учителя физкультуры «Жизнь удалась» и самая короткая пьеса в мире — пятнадцатиминутный спектакль Дмитрия Волкострелова «Солдат».

Римас Туминас, режиссер
Литовский режиссер, возглавивший несколько лет назад Театр им. Вахтангова, влюбился в его блистательных корифеев: Юлию Борисову, Юрия Яковлева, Людмилу Максакову, Владимира Этуша, Галину Коновалову, которой уже далеко за 90. Туминас доказывает, что на территории его театра бессмертие — не проблема! И в «золотомасочной» «Пристани», и в новой премьере — красивом, живом и печальном «Евгении Онегине» — «старая гвардия» зажигает.

Юрий Бутусов, режиссер
Никогда не угадаешь, чего ждать от режиссера, который каждый спектакль ставит в новой манере. Может на сцене Художественного поставить чеховского «Иванова» задом наперед. Или выскочить на сцену «Сатирикона», чтобы поддержать драйв любовной катавасии, в которую он превратил «Чайку». Или выпустить в Театре им. Пушкина стильный, до жеста выверенный, трагический спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана».

Кирилл Серебренников, режиссер, художественный руководитель «Гоголь-центра»
3 февраля открылись двери в современный, стильный, с легкой аурой театр-клуб. Демократичное кафе, открытое целый день. Книжный магазинчик, медиатека с записями старых или не доехавших до Москвы лучших европейских спектаклей. Концерты, кинопоказы, дискуссии на театральные темы. «Гоголь-центр» объявлен территорией свободы. Прежняя гоголевская труппа сменила гнев на жажду репетиций с новыми молодыми режиссерами и пришедшими с учителем создателями «Седьмой студии». В результате за три весенних месяца — шесть премьер, которые составят основу репертуара.

Кино, сериалы

Данила Козловский (на фото), актер
Потомственный петербуржец и актер петербургского же театра МДТ с додинской выучкой воплотил один из главных московских (да и, по-хорошему, национальных) мифов — легендарного хоккеиста ЦСКА и сборной СССР Валерия Харламова. В «Легенде №17» Николая Лебедева, может быть, неидеальном, но точно самом интересном отечественном фильме последнего времени, Козловский сыграл свою главную на данный момент роль. Его Харламов — собирательный образ советского спорт смена как такового, бунтаря по природе, который должен переломить себя, собственный эгоизм и обязательную для любого атлета самовлюбленность, чтобы стать частью команды и в итоге, конечно, победить. «Легенда №17» — и роман воспитания, и история самопожертвования, грамотно, неглупо (пусть и не без просчетов вроде неубедительной любовной линии) написанная и качественно поставленная. Здесь хватает и сильных образов — например, тренеров Боброва и особенно Тарасова (его выразительно играет Олег Меньшиков), и проницательных режиссерских решений (Лебедев даже находит способ показать собственно хоккей так, чтобы тот не проигрывал по умолчанию настоящим спортивным трансляциям). Это то по-хорошему патриотичное кино, которого нам не хватало.

Борис Нелепо, кинокритик
Самый талантливый из молодых русских кинокритиков второй год подряд составляет программу фестиваля «Другое кино», стремление которого совмещать потенциальные артхаусные хиты с подлинными редкостями делает его, наверное, любопытнейшим из небольших московских кино-форумов.

Любовь Аркус, редактор, сценарист, режиссер
Вновь поднявшая тему жизни аутистов в России телепремьера документального фильма Аркус «Антон тут рядом», прошедшая в гордоновском «Закрытом показе», дала понять: закончив картину, Аркус не бросила эту сложную проблему, более того — стала одним из инициаторов создания Фонда помощи аутистам.

Гия Лордкипанидзе, Александр Шейн, Елена Яцура, проект «Самокат»
Несколько московских продюсеров, и без того находивших смелость делать и продвигать трудное, умное кино, теперь бросили вызов еще и системе кинопроката — в которой окно для качественного арт-кино с каждым годом становится все меньше и меньше, и, кажется, другого выхода, кроме как взяться за прокат самим, просто не было.