«Сериалы — это своего рода проповеди» | Кино | Time Out

«Сериалы — это своего рода проповеди»

Игорь Шулинский, Марина Дементьева, Никита Рыбаков   30 апреля 2013
8 мин
«Сериалы — это своего рода проповеди»
Основатель продюсерской компании «Среда» Александр Цекало рассказал о будущем российского рынка сериалов.

И.Ш.: Как, на ваш взгляд, сейчас устроен рынок сериалов?

— И у нас, и в Америке есть бесплатное телевидение, а есть платное. Fox, CBS, NBC, ABC — это четыре лидера бесплатного телевидения в США. Остальные каналы живут либо за счет подписчиков, либо за счет рекламы: HBO, Showtime, AMC, History, TNT и т. д. Мы заказали исследование американской компании, попросили их оценить ситуацию в Америке и в России. Конечно, каких-то контекстов они могут не понимать, но в целом видят развитие рынка с другой высоты, нежели мы. И они утверждают, что аудитории интересен сериал про своих.

— И.Ш.: Мне кажется, за адаптацией качественных западных сериалов — будущее.

— Адаптация — это переходный этап. Я уверен, что за ним последует производство качественных, полностью оригинальных отечественных сериалов.

— И.Ш.: Не находитесь ли вы в эйфории? В отличие от массового продукта, качественные сериалы мы вряд ли способны производить.

— Прецедент есть. « Обратную с торону Луны» — при всем уважении к BBC, которая предоставила нам оригинал «Life on Mars» (2006–2007), — мы в компании «Среда» переписали на 95%. Kudos Production нам близки: они берутся за производство необычных сериалов. На одном из рынков, когда мы снимали «Обратную сторону», они с нами познакомились со словами: «А, это те парни, которые покушаются на наш сериал!» А когда сериал вышел, они сказали, что им понравилось.


Читать также:



— М.Д.: Что это значит в перспективе?

— Мы — а параллельно, я думаю, и другие производители — смотрим в будущее с намерением создавать оригинальный продукт. Это выгоднее: лицензионный сериал всегда ограничен сроками использования лицензии, и, если мы хотим по истечении срока действия лицензии опять его показывать, мы еще раз должны заплатить. Капитализация компании строится на библиотеке сериалов. Некоторые производители делают продукт, калькируя идею западного сериала: берут харизматичного героя, переносят сюжет на нашу действительность, переписывают сценарий, чтобы это не стало предметом судебного разбирательства… Мы для себя решили, что мы против кражи сюжетов, характеров. А главный герой, отношения, «новости» — это как раз то, чем интересен сериал. Зритель хочет «новостей». Их количество во всем мире растет. Мы не понимаем, как они вообще успевают все это придумывать.

— И.Ш.: Но, может, мы ментально не способны создавать сериалы? Есть народы, в философии которых заключен фейк, — как Китай, где это выросло из конфуцианства. Может быть, в России нет языка, средств для сериала — и заказа на сериалы?

— Есть страны, о которых мы недавно и не помышляли как о тех, кто способен производить качественные сериалы. Норвежцы и датчане произвели сериалы «Moст» («Broen», 2011) и «Убийство» («Forbrydelsen», 2007), адаптацию которых купили американцы. Еще одна страна, которая выступила неожиданно год на зад, — Израиль. Вот уж не страна киноиндустрии. Компания Keshet создала сериал «Военнопленный» («Prisoners of War», 2009–2012), который в Америке стал «Чужим среди своих» («Homeland», 2011). Кто вчера был никем, сегодня может стать всем. Я уверен, скандинавы смотрели-смотрели американские сериалы, а потом подумали: мы что, хуже? И стали производить свои. Ну а как еще это происходит? И сейчас американцы стоят к ним в очереди. «В очередь, сукины дети».

— И.Ш.: В Скандинавии все это зрело, появились скандинавские кинематограф, дизайн, рестораны. В Израиле — сложная геополитическая ситуация, что способствует созданию нового искусства. А в России что? Много интересных фильмов, современных писателей? Галереи закрываются. Я не вижу накопления, основы для создания нового языка.

— Возможно, сначала нужно выучить английский, чтобы потом научиться говорить по-русски. Мы к упили лицензию на сериал «Лютер» («Luter», 2010). Главный герой — афроамериканец. И зовут его Лютером не просто так — мы знаем как минимум двух Лютеров, которые были бунтарями. Это образец для подражания. И теперь мы его будем переносить на нашу действительность.

— И.Ш.: А есть каналы, которые готовы воспринимать такую нишевую продукцию?

— Экспериментаторами, рискующими в этом плане, являются Первый канал — Константин Эрнст и руководитель дирекции кинопоказа Сергей Титинков — и ТНТ — Роман Петренко, Александр Дулерайн. ТВ3 заказывает оригинальный продукт, мы для них будем производить отечественную мистику. Спозиционировав себя как хенд-мейд-бутиковая компания, которая делает особенные сериалы, мы можем удивить каналы только уникальным предложением. Мы, равняясь на лучшие образцы, создаем и собственные работы. Сейчас появилась поросль сценаристов разного возраста, по большей части уже не выходцев из КВНа, способных писать современные сценарии. Такие организации, как Cinemotion, «Культбюро», «Текстура», «Школа кино», Киношкола Александра Митты, — несут цивилизацию. Приглашение сценариста и продюсера Нила Ландау, теоретика искусства написания сценариев Роберта Макки с мастерклассами — это шаги к цивилизации, и когда-нибудь эти усилия производителей, сценарных объединений, топменеджеров каналов должны капитализироваться в иное качество.М.Д.: Сколько в России потенциальных зрителей качественных отечественных сериалов?

— Все зрители хотят смотреть качественные сериалы. А поведет их за собой более прогрессивная аудитория. Это весь интернет, который пиратским образом потребляет сериалы, не находя качественной продукции на ТВ. И смотрит их в плохом качестве, с обременением тупой рекламой, задержками, зависанием, медленным соединением.

— М.Д.: А как вы боретесь с пиратством?

— Перед запуском в эфир «Обратной стороны Луны» мы заказали услуги компании, которая в течение всего периода показа сериала на Первом канале вручную гасила пиратские ссылки, 500–600 в день. Так мы привлекли людей молодых, активных, неравнодушных, карьерно ориентированных.

— И.Ш.: Это интересная публика для рекламодателей. Но этих зрителей не так много.

— Их не большинство. Но они объединятся в семьи, и у них родятся дети. И только так можно чтото поменять. Для того чтобыаудитория перестала смотреть дешевые сериалы, нужно двигаться. Или поступление качественных сериалов, или смерть аудитории. Как только их станет больше, это превратится в тенденцию. И прорвет, как в Норвегии. Норвегия снимает по сравнению с американцами ничтожное количество сериалов: дватри, но это все хиты, а в Америке снимается 300 сериалов в год, 200 в Англии — невероятное количество. Нил Ландау рассказал нам, что четыре бесплатных американских канала запускают в год по 50 пилотов каждый. До эфира доходят 20 из 50. Это только четыре бесплатных канала. А есть еще Showtime, HBO, ABC и т. д. Warner и CBS сделали объединенный молодежный канал CW. Cериал показывают на основном канале, потом на канале премиальных сериалов, затем онлайн, с отложенным просмотром или video on demand, за деньги. Они монетизируют сериалы, они борются иначе с пиратством.

— М.Д.: Как зарабатывать на сериалах?

— CEO HBO Ричард Плеплер отвечал на вопрос, как окупать «Игру престолов» («Game of Thrones», 2011), которая стоит 13 млн долларов за эпизод. И он ответил, что качественный продукт привлекает подписчиков, кроме того, есть доход от мерчандайзинга. Сейчас «Амедиа» с HBO запустят совместный проект и будут показывать сериалы HBO и Showtime. Люди смогут, заплатив копеечку, смотреть сериалы в хорошем качестве, с хорошим переводом параллельно с их выходом в Америке.

— И.Ш.: Зачем нужны сериалы в России?

— Причина та же, что и на Западе. Сериалы являются серьезными идентификаторами жизни, моделируют ситуации, с которыми сталкиваются люди. Как бы это ни звучало пасторски или менторски, но сериалы — это своего рода проповеди. Утопии и антиутопии, примеры и предупреждения.

— И. Ш.: Кто-то из итальянских философов утверждал, что в сериале события происходят как в жизни, они могут немотивированно меняться, а в художественном произведении все держится на логике сюжета. И главное — это, а не проповедь, которая может быть и в хорошем фильме. Жизнь может меняться беспричинно.

— Но это беспричинное изменение мотивации тоже придумано автором, а не просто пришел новый режиссер.

— И.Ш.: Кино не обладает такой быстротой действия, как сериал.

— Американцы насаждали свой образ жизни через кинематограф, сейчас — через сериалы, они демонстрировали: мы весь мир защитить не можем, а своих защищаем. Отсюда рождались мифологемы, супергерои. А в России отсутствует свод мифологем, супергерои остались в сказках, и мы иронично к ним относимся: богатыри — это детское, несерьезное. И наши мифологемы разрушительные: по щучьему веленью, золотые рыбки — ничего не делай, и все у тебя будет. Это скорее антимифологемы, которые разрушают мозг и вынуждают выдумывать, изза кого у нас все плохо, чтобы его ненавидеть.

— И.Ш.: Какие сериалы не могут быть принципиально адаптированы?

— Конечно, это вопрос таланта автора сценария, адаптации и продюсера. «Безумцев» («Mad Men», 2007) невозможно адаптировать, потому что у нас эта индустрия началась позже, к 90м. А там вкусности были. С «Обратной стороной Луны» все иначе: 30 лет назад у нас была другая страна. У них в «Life on Mars» что тогда, что сейчас — Англия и Англия, а у нас — СССР и Россия.

— И.Ш.: Какой вывод вы делаете для себя?

— Я за то, чтобы не ныть, а делать. Не работать с бездарями, работать с талантливыми. Наша с моим партнером Русланом Сорокиным задача — их найти, произвести качественный продукт, чтобы детям потом не было стыдно за нас.