Москва
Москва
Петербург
Борис Хлебников: «В наших условиях добро и зло — очень мутные понятия»

Борис Хлебников: «В наших условиях добро и зло — очень мутные понятия»

Режиссер «Долгой счастливой жизни» о том, как российская действительность задает ограничения для кинематографа.
Вас, наверное, постоянно спрашивают про «Ровно в полдень» — притом что в фильме не так уж много от него осталось.

— Да, почти ничего. Эта коллизия, как я потом уже начал понимать, очень точным, отражающим нашу жизнь образом трансформировалась. В «Ровно в полдень» есть шериф, горожане и бандиты — то есть абсолютное зло и абсолютное добро. Когда я в шутку подумал, что этот сюжет можно перевести на наши реалии — бандитов превратить в местную администрацию, а героя сделать фермером, то не отдавал себе отчета в том, что у нас добро и зло очень неопределенные. Милиция, прокуратура, власть — это и не зло на самом деле. Сталкиваясь с ними, ты не знаешь, навредят они или вдруг великодушно помогут. Эти понятия оказываются очень мутными — и герой получается тоже мутным. Поэтому персонаж Яценко не является героем в полной мере — он и преступник, и человек, которого можно понять. С одной стороны, это отражает то, как у нас все устроено, — люди становятся заложниками обстоятельств; мы чаще всего имеем дело с историей не характеров, а обстоятельств. А с другой стороны, в какой-то момент я вдруг понял, почему у нас все еще невозможно жанровое кино: зла нет, соответственно, добра тоже нет.

— По вашим фильмам видно, что цепь «мотивация–поступок–его последствия», необходимая для становления жанрового героя, чаще всего здесь не работает. Вы ощущаете это отсутствие героя?

— Уже нет. Мне кажется, что десятилетие, которое мы пережили, было десятилетием нарастания скепсиса и страха. И этот невнятный, слепой страх…

— Экзистенциальный, на самом деле.

— Абсолютно. Этот страх обретал разные формы — вплоть до «Путин — мудак», «менты — козлы», но до вопроса «Ну хорошо, менты — козлы. А что дальше?» не доходило. Люди очень сильно боялись.

— Страх должен отпускать в какой-то момент.

— Отпускать и трансформироваться во что-то. Мне кажется, что начинается следующий этап: люди пробуют что-то для себя формулировать. Если ты боишься, то ты пятишься. Если ты формулируешь, то ты либо стоишь, либо можешь уже шаги вперед делать — на опасность. Герой, который должен появиться из этой ситуации, может быть сложным — как, например, герои американского кино после Вьетнама, — но он будет. И движение к появлению такого героя я, по крайней мере, чувствую.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация