Бизнесмены о кризисе | Город | Time Out

Бизнесмены о кризисе

  23 октября 2008
7 мин
Бизнесмены о кризисе
Представители бизнеса рассказывают Time Out о том, пришел ли кризис в их профессиональную сферу

Как поживаете, господа? Представители рекламного и туристического бизнеса, киноиндустрии и медицины, рестораторы, ретейлеры и риелторы рассказывают Time Out о том, пришел ли кризис в их профессиональную сферу

СЕРГЕЙ КОЧУРОВ, председатель совета директоров агентства маркетинговых коммуникаций Unionlinx Group
Подробнее

АЛЕКСАНДР ОРЛОВ, владелец холдинга «Lite Life», «Тануки».
Подробнее

ПАВЕЛ ТРЕЙВАС, директор департамента реализации Villagio Estate
Подробнее

РЕНАТ ДАВЛЕТЬЯРОВ, кинопродюсер, глава компании «Интерфест»
Подробнее

ЭМИН АГАЛАРОВ, коммерческий директор Crocus Group
Подробнее

ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ, президент компании «Натали-турс»
Подробнее

ВАДИМ ЛАПИН, совладелец холдинга Ginza
Подробнее

СЕРГЕЙ КОЧУРОВ, председатель совета директоров агентства маркетинговых коммуникаций Unionlinx Group

Я считаю, что случившееся стране, а особенно Москве, пойдет только во благо. Последние два-три года появилась «мутная пена» во всех областях жизни, многие после кризиса опустятся на землю. На мой взгляд, в последнее время страну наводнили шальные деньги. Мне очень понравилось выражение одного человека: «Подумаешь, кризис! Кто-то на один “Лексус” меньше купит». И я абсолютно не волнуюсь — мне все это офигенно нравится, я просто счастлив. Я еще год назад начал говорить, чтоб народ спускался на землю. Ко мне приходят устраиваться на работу люди, называют какие-то цифры фантастические, хотя учатся на четвертом курсе вуза или только закончили, начинают рассказывать, что надо снимать жилье и автомобиль взят в кредит, про хобби недешевые. Ты все это выслушиваешь и думаешь: «Кому платить? Человек в жизни еще ничего не видел и не сделал». Безработица — это тоже хорошо. Бешеная проблема — люди ходят и говорят: «ДАЙТЕ ДЕНЕГ, А ДЕЛАТЬ Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ». А сервис? Когда к тебе подходит официант, у него в глазах немой вопрос «че надо?», а на лице написано, что он закончит институт, найдет свою нефтяную вышечку и завтра я его буду обслуживать. Ситуация очень хорошая, потому что останутся крепкие банки, и так же в нашем бизнесе останутся профессионалы. В агентстве мы будем держаться за профессионалов, и тогда наступит время работодателя, а не наемного сотрудника. Я знаю, что во многих компаниях проблемы с дисциплиной, приходится давать нагоняи, чтобы заставлять что-то делать. Сейчас люди заволнуются, начнут активность проявлять. Когда идет такая чистка — это нормально. Я своим сотрудникам советую отключиться от информационного потока и сконцентрироваться на текущих делах, задуматься о своей работе, клиентах, немножко притормозить и почистить перья. Трудоголики, создающие действительно что-то материальное и приносящие доход, обязательно выплывут. АЛЕКСАНДР ОРЛОВ, владелец холдинга «Lite Life», «Тануки».

Мы не пользовались услугами кредитования, поэтому у нас все в порядке. Тем, кто начинает свое дело, сейчас нелегко — многие проекты замораживаются. Мы тоже стали осторожней в финансовом плане — не берем помещения с высокой арендой, не вступаем в рискованные проекты. Из плюсов кризиса — надеюсь на коррекцию перегретых цен на московскую недвижимость. ПАВЕЛ ТРЕЙВАС, директор департамента реализации Villagio Estate

Нельзя сказать, что спрос сейчас находится на нуле, люди продолжают покупать квартиры в Москве, дома за городом. Рынок недвижимости гораздо инертнее многих других, поэтому изменения происходят на нем мягче и дольше, чем на фондовом рынке. В ближайшие месяцы обострится конкуренция. Владельцы слабых, переоцененных проектов будут вынуждены снизить цены или уйти с рынка. Эти процессы меньше всего затронут качественную элитную недвижимость. Если вспомнить 1998 год, то цены на Рублевском шоссе тогда так и не снизились за время кризиса. То же самое происходит сейчас на Новорижском шоссе, Рублевке, Остоженке. РЕНАТ ДАВЛЕТЬЯРОВ, кинопродюсер, глава компании «Интерфест»

Кризис, безусловно, в киноиндустрииощущается. Мы, например, сейчас имеем в постпродакшене две картины. И у нас был плановый кредит на эти картины — банк, с которым у нас была договоренность, их предоставить не смог. Мы, конечно, нашли деньги в другом банке, потому что у нас есть репутация и 95% картины закончено — в общем, есть подо что кредит брать. Если бы мы были на середине процесса, то дело бы серьезно застопорилось. Я знаю много прецедентов, когда замораживались проекты. С другой стороны, кризис имеет и неплохие стороны для киноиндустрии: дело в том, что в этой области существует не очень приятная диспропорция финансов. Выходит глупо: люди не имеют никакого опыта работы, влетают на площадку, снимают — получается не очень. После таких случаев крупные понимающие компании инвестируют в кино с опаской. Плюс из-за шального капитала начинается бешеная перекупка специалистов — и, соответственно, растут зарплаты до такой степени, что становится смешно: спрос на специалистов гораздо больше, чем адекватных предложений. Возможно, в ходе кризиса эта ситуация выправится, и деньги станут распределяться с умом. ЭМИН АГАЛАРОВ, коммерческий директор Crocus Group

ЭМИН АГАЛАРОВ, коммерческий директор Crocus Group На себе ощущаем финансовую нестабильность — банки отзывают истекшие кредиты, не рефинансируют их и не открывают новые. Дорогие кредиты увеличили расходы по всей группе компаний Crocus Group Fashion Retail, а это торговые площади плюс 28 бутиков в «Крокус Сити Молл» и 16 по городу. Для нашего бизнеса положительным моментом может стать только снижение курса евро относительно доллара, отчего стоимость продукции европейских брендов подешевеет. Риски в нашей отрасли есть всегда, особенно в период кризиса. Ситуация на сегодняшний день кажется тяжелой и непредсказуемой, делать какие-либо прогнозы сложно по причине полной глобализации экономики, но мы должны быть готовы ко всему. Кризис 1998 года в прошлом — думаю, из этого тоже выйдем. ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ, президент компании «Натали-турс»

На туристической отрасли кризис, конечно, скажется — мы в рынке, и если этот рынок сжимается, то люди будут экономить, и в первую очередь на таких услугах, как выездной туризм. Уже видно, что за последние недели идет снижение заказов: где-то от 20 до 30% — в зависимости от направления. Например, по Арабским Эмиратам снижения количества заказов мы не замечаем, но скорее всего потому, что это традиционно дефицитное направление. А вот по Таиланду на 20-30% падает спрос. С одной стороны, рлтому что кризис, а с другой — потому что серьезно поднялись цены на топливо и, как следствие, на перевозку, а компании перевозчики пока не скорректировали их обратно. Поскольку сейчас не очень понятно, как дальше будет развиваться кризис, все продажи сместились в сторону last-minute-моделей. И если в прошлом году в это время уже шло активное бронирование билетов новогоднего периода, то сейчас наблюдается легкое затишье. ВАДИМ ЛАПИН, совладелец холдинга Ginza

Кризис не может не сказаться на ресторанном бизнесе. В Москве и в Петербурге мы пока не почувствовали заметного оттока клиентов — как ходили, так и ходят. А вот в США кризис заметен сильнее, люди стали реже посещать рестораны. И Los Dados, принадлежащий нам, который так успешно стартовал в Нью-Йорке, тоже теряет посетителей. Однако кризис — это время не только терять, но и приобретать. Трудно делать какие-либо прогнозы, так как никто не знает, как и когда он закончится. Но я знаю, что, например, 1998-й, дефолтный год стал стартовой площадкой для многих успешных проектов. Не исключено, что кризис в первую очередь отразится на тех, кому было что терять, то есть на посетителях дорогих ресторанов. Соответственно, можно ожидать оттока клиентов из дорогих ресторанов в демократичные, что для последних, безусловно, положительные последствия кризиса. Более того, считаю, кризис послужит для всех проверкой на прочность:шансов на выживание будет больше у ресторанных компаний с грамотным менеджментом, который сможет правильно отреагировать на меняющуюся ситуацию. Мы к кризису и его последствиям готовы, стараемся держать ситуацию под контролем и уже предпринимаем соответствующие меры.