Москва
Москва
Петербург
Грейс Келли: история кинозвезды

Грейс Келли: история кинозвезды

Она могла сделать грандиозную карьеру в кино, но предпочла корону принцессы.

Хичкок считал ее самой сексуальной, а публика — воплощением благопристойности. Она могла сделать грандиозную карьеру в кино, но предпочла корону принцессы. Об этой последней роли Грейс Келли рассказывает выставка, которая 10 октября открывается в Фонде культуры «Екатерина»: «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако».

Блондинка в белоснежных перчатках, скрывающих руки до локтей, невесомый полупрозрачный шарф, прямой холодный взгляд: безупречная чистота, фирменный стиль католических школ с их полумонашеским укладом. Девушка должна иметь идеальную осанку, аристократические манеры и не должна вступать в разговор, покуда ей не зададут вопрос. Грейс Келли хорошо выучила эти правила.

Келли были состоятельной американской семьей, возведшей в культ физическое здоровье. Грейс единственная из четверых детей не занималась плаванием. Ее увлекала актерская игра.

Каким образом ей удалось уговорить родителей, не очень понятно. Возможно, помог дядя-драматург, лауреат Пулицеровской премии Джордж Келли. Но вот уже юная Грейс — католичка, мещаночка и сама благопристойность — в Нью-Йорке, учится в Американской академии драматического искусства.

Грейс была на редкость фотогенична. В сочетании с работоспособностью это быстро принесло плоды: Келли нашла работу фотомодели и скоро сама оплачивала жилье и учебу. В свободное время осваивала искусство любви. Ее первым бойфрендом стал однокурсник Херби Миллер, затем — преподаватель академии Дон Ричардсон. Его Грейс даже представила родителям как потенциального жениха, но те отвергли претендента — Ричардсон был разведен, а католики этого не любят.

Небольшие роли на Бродвее, затем телевидение. Большой экран ее не слишком привлекал: Грейс мечтала о театральной карьере. Но в начале 50-х голливудский продюсер Стэнли Крамер прислал ей телеграмму, приглашая сыграть с Гари Купером в фильме «Ровно в полдень». И хотя Грейс Келли к тому времени уже отказалась от нескольких ролей, на сей раз она приняла предложение. Ей тогда было 22 года, и у нее начались сразу два больших романа: с партнером по фильму Гари Купером и с режиссером того же фильма Фредом Циннеманом.

Келли играла холодных, сдержанных леди — и при этом на каждой картине находила нового возлюбленного. Это мог быть актер, модельер, стилист или ресторатор, не важно. Однажды Келли признался в любви шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и, говорят, был отвергнут. Хичкок вспоминал о съемках фильма «В случае убийства набирайте “М”»: «Какое смятение она принесла в нашу группу! С кем только не переспала, даже с коротышкой-сценаристом!»

Но именно Хичкок довел до совершенства ее образ стильной аристократки со страстями, бушующими в глубине души. Никто не берется утверждать наверняка, был ли между ними роман, но англичанин называл Келли «вулканом под снегом» и обращался с ней как с ребенком: шутил, льстил и уговаривал, заставляя делать дополнительные дубли. Хичкок притворялся, будто весь мир вращается вокруг Грейс. Он был готов доводить актеров до изнеможения, создавая свою идеальную блондинку, утонченную и легкомысленную.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина» Между тем характер Грейс совершенно не соответствовал ее от своих героинь вовсе не скрывала сексуальность. В 25 лет Келли купила квартиру в Нью-Йорке на Пятой авеню и жила так, как ей нравилось. Терпеть не могла Голливуд с его двойными стандартами: «Здесь все безупречны на публике и порочнее дьявола в реальности». Она работала не затем, чтобы «раскрыться как актриса». К примеру, о фильме «Могамбо», принесшем ей номинацию на «Оскар», Келли вспоминала: «Я взялась за эту роль, потому что меня интересовали три вещи. Джон Форд, Кларк Гейбл и поездка в Африку с покрытием расходов. Если бы эту картину снимали в Аризоне, я бы отказалась». Кларк Гейбл, кстати сказать, не стал исключением из правил и вошел в число «сердечных друзей» Грейс Келли. При этом как-то так получалось, что почти никто не говорил о Келли дурного — что редкость в Голливуде.

Но главное — Грейс Келли не собиралась играть в кино всю жизнь. Больше карьеры и финансовой стабильности она желала удачно выйти замуж и рожать детей. «Удачно» означало выйти замуж «за приличного человека» и непременно с родительского благословения.

О встрече Грейс Келли с князем Монако Ренье III Гримальди до сих пор ходят легенды. Существует по меньшей мере три версии их знакомства. Первая: он и она встретились на французской Ривьере во время съемок фильма Хичкока «Поймать вора». Между ними пробежала искра, потом вторая, завязался роман в письмах, и, наконец, он предложил ей руку и сердце. Другой вариант: Грейс Келли представляла американскую делегацию на Каннском кинофестивале 1955 года и по договоренности журнала «Пари Матч» нанесла визит вежливости князю. Искра присутствует и в этой версии.

Третий вариант циничнее прочих, без всяких искр: договорной брак, призванный восстановить репутацию и финансовое положение Княжества Монако. Роман Грейс Келли и Ренье III должен был привлечь к княжеству-банкроту внимание туристов и инвесторов.

Как бы там ни было, для Келли это оказался крайне удачный вариант: европейский аристократ, католик, ни разу не был женат. Она могла бросить кино, поклонников и начать новую жизнь за океаном.

Свадьба состоялась 18 апреля 1956 года. Этот сказочный брак был освящен благословением церкви, родителей, омыт слезами поклонников и сердечныхдрузей. Хичкок довольно быстро смирился с отъездом в Европу своей блондинки. «Отчасти — писал Трюффо, — видимо, потому, что принц Ренье не был кинорежиссером, а отчасти из-за того, что бывшему кокни приятно ласкал слух титул принцессы, которого удостоилась очаровательная девушка из хорошего филадельфийского дома, оставившая Голливуд ради скалистого побережья Монако».

Счастливый брак Келли со временем перестал быть и счастливым, и браком. Последние годы Грейс жила в Париже, занималась благотворительностью, участвовала в театральных постановках и, говорят, была счастлива — правда, отдельно от мужа. Детей Грейс воспитывала совсем не так строго, как когда-то муштровали ее родители. Но рожденные в роскоши и полной свободе трое детей Келли — принц Альберт, принцессы Стефания и Каролина — не унаследовали от матери ни ее трудолюбия, ни скромности и славны разве что многочисленными романами.

Грейс умерла 14 сентября 1982 года. Она разбилась на машине, слетев с трассы на крутом повороте, — очень кинематографичный финал, трагический и нелепый. Словно траекторию падения прочертила не рука судьбы, а фантазия нерадивого сценариста.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина» 6 мифов о Грейс Келли

Княгиней могла стать Мэрилин Монро
Правда. Ее кандидатуру тоже рассматривали, но Ренье III очень удачно и вовремя познакомили с Грейс Келли.

Гримальди прокляты
По легенде, на князьях Монако лежит проклятие: «Никому из Гримальди не будет счастья в браке!». Похоже на правду. Взять хотя бы последние три поколения: Грейс Келли трагически погибла, а личная жизнь детей не складывается: сын и наследник князь Альберт до сих пор не женат; дочь Стефания трижды разведена; муж второй дочери Каролины Эрнст Август Ганноверский уже был женат и вступил в брак с Каролиной, только когда та уже была беременна.

Грейс Келли стала актрисой по протекции
Почти правда: она проходила прослушивание в Академию уже после окончания набора на курс. Ее рекомендовал дядя Джордж Келли — драматург, гомосексуалист и обладатель Пулицеровской премии. Но какое теперь это имеет значение?

Свадьбу Грейс посетили все титулованные особы
Не вполне правда: королева Елизавета II отказалась приехать под тем предлогом, что «будет слишком много кинозвезд», а звезда Фрэнк Синатра не приехал, «опасаясь затмить невесту в день ее свадьбы».

Грейс Келли хотела вернуться в кино
Правда. В 1962 году Хичкок предлагал ей роль в своем фильме «Марни». Грейс сначала согласилась, но затем отвергла предложение, потому что муж категорически запретил ей сниматься.

Грейс Келли убили
Этой версии придерживается биографический телефильм «Главный свидетель» ( Star Witness), 1995 г., реж. Улли Ломмель. Аварию подстроила мафия, с которой якобы была связана семья принца. Неубедительно: в машине вместе с матерью ехала принцесса Стефания и после катастрофы осталась жива.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина»Грейс Келли: до и после

На выставке «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако» представлены личные вещи актрисы: обручальное кольцо, статуэтка «Оскар», записка Жаклин Кеннеди, платья, драгоценности, редкие фотографии. Ксения Трушина выбрала несколько экспонатов и прокомментировала их.

1. Грейс Келли не просто любила красивую одежду, она умела ее носить. И не потому, что в прошлом мимолетно поработала манекенщицей. Как Одри Хепберн или Жаклин Кеннеди, она оставила после себя понятие «в стиле Келли». В 50-е годы даже появилось выражение «to be so grace». Платье, в котором Грейс получала «Оскар», попало в десятку лучших нарядов церемонии за все годы существования премии.

А тогда это было еще и самое дорогое платье в мире. Автор этого шедевра, знаменитая костюмерша киностудии MGM Эдит Хед, сшила для Келли и свадебное платье. Лучшие Дома моды мечтали видеть принцессу своей моделью. Для нее творили Диор и Ив Сен-Лоран, а Hermes до сих пор выпускает сумки Kelly. Сумка эта появилась в коллекциях фирмы то ли в конце XIX века, то ли в начале ХХ, но популярной ее сделала именно Грейс, когда, будучи беременной первой дочерью Каролиной, она прикрыла сумкой свой округлившийся живот. Келли создала прецедент: после нее Hermes было уже легко назвать еще одну сумку именем Джейн Биркин, а совсем недавно Александр Маккуин посвятил свою сумку актрисе Ким Новак.

2. Съемки в дешевой рекламе мыла, сигарет и пишущих машинок — этот период в жизни принцессы Грейс не самый афишируемый. Но дело не в темном прошлом Грейс, а в том, что эти фотографии разделяет всего шесть лет. Надо было обладать воистину незаурядными способностями, чтобы сделать такую карьеру за столь короткий срок: сняться в лучших фильмах столетия, получить «Оскар» и выйти замуж за принца. Говорили всякое. Но женой принца Монако Ренье она стала действительно по любви. Причем взаимной.

3. Замужество положило конец кинокарьере Грейс Келли и чуть не порушило ее особый «роман» с Альфредом Хичкоком. Мастер саспенса нашел в хрупкой блондинке свою «идеальную жертву», а потому искренне считал, что она предала их общее дело. Принцессе Монако все же удалось наладить с ним добрые, хотя и формальные отношения. Он писал принцессе письма, а она… снимала домашнее видео, используя хичкоковские приемы. Когда через 30 лет после фильма «Поймать вора» она разбилась на той же дороге, где снималась одна из сцен, связи Келли и Хичкока приписали совсем уж мистический характер.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина»

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация