Грейс Келли: история кинозвезды | Кино | Time Out

Грейс Келли: история кинозвезды

  6 октября 2008
9 мин
Грейс Келли: история кинозвезды
Она могла сделать грандиозную карьеру в кино, но предпочла корону принцессы.

Хичкок считал ее самой сексуальной, а публика — воплощением благопристойности. Она могла сделать грандиозную карьеру в кино, но предпочла корону принцессы. Об этой последней роли Грейс Келли рассказывает выставка, которая 10 октября открывается в Фонде культуры «Екатерина»: «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако».

Блондинка в белоснежных перчатках, скрывающих руки до локтей, невесомый полупрозрачный шарф, прямой холодный взгляд: безупречная чистота, фирменный стиль католических школ с их полумонашеским укладом. Девушка должна иметь идеальную осанку, аристократические манеры и не должна вступать в разговор, покуда ей не зададут вопрос. Грейс Келли хорошо выучила эти правила.

Келли были состоятельной американской семьей, возведшей в культ физическое здоровье. Грейс единственная из четверых детей не занималась плаванием. Ее увлекала актерская игра.

Каким образом ей удалось уговорить родителей, не очень понятно. Возможно, помог дядя-драматург, лауреат Пулицеровской премии Джордж Келли. Но вот уже юная Грейс — католичка, мещаночка и сама благопристойность — в Нью-Йорке, учится в Американской академии драматического искусства.

Грейс была на редкость фотогенична. В сочетании с работоспособностью это быстро принесло плоды: Келли нашла работу фотомодели и скоро сама оплачивала жилье и учебу. В свободное время осваивала искусство любви. Ее первым бойфрендом стал однокурсник Херби Миллер, затем — преподаватель академии Дон Ричардсон. Его Грейс даже представила родителям как потенциального жениха, но те отвергли претендента — Ричардсон был разведен, а католики этого не любят.

Небольшие роли на Бродвее, затем телевидение. Большой экран ее не слишком привлекал: Грейс мечтала о театральной карьере. Но в начале 50-х голливудский продюсер Стэнли Крамер прислал ей телеграмму, приглашая сыграть с Гари Купером в фильме «Ровно в полдень». И хотя Грейс Келли к тому времени уже отказалась от нескольких ролей, на сей раз она приняла предложение. Ей тогда было 22 года, и у нее начались сразу два больших романа: с партнером по фильму Гари Купером и с режиссером того же фильма Фредом Циннеманом.

Келли играла холодных, сдержанных леди — и при этом на каждой картине находила нового возлюбленного. Это мог быть актер, модельер, стилист или ресторатор, не важно. Однажды Келли признался в любви шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и, говорят, был отвергнут. Хичкок вспоминал о съемках фильма «В случае убийства набирайте “М”»: «Какое смятение она принесла в нашу группу! С кем только не переспала, даже с коротышкой-сценаристом!»

Но именно Хичкок довел до совершенства ее образ стильной аристократки со страстями, бушующими в глубине души. Никто не берется утверждать наверняка, был ли между ними роман, но англичанин называл Келли «вулканом под снегом» и обращался с ней как с ребенком: шутил, льстил и уговаривал, заставляя делать дополнительные дубли. Хичкок притворялся, будто весь мир вращается вокруг Грейс. Он был готов доводить актеров до изнеможения, создавая свою идеальную блондинку, утонченную и легкомысленную.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина» Между тем характер Грейс совершенно не соответствовал ее от своих героинь вовсе не скрывала сексуальность. В 25 лет Келли купила квартиру в Нью-Йорке на Пятой авеню и жила так, как ей нравилось. Терпеть не могла Голливуд с его двойными стандартами: «Здесь все безупречны на публике и порочнее дьявола в реальности». Она работала не затем, чтобы «раскрыться как актриса». К примеру, о фильме «Могамбо», принесшем ей номинацию на «Оскар», Келли вспоминала: «Я взялась за эту роль, потому что меня интересовали три вещи. Джон Форд, Кларк Гейбл и поездка в Африку с покрытием расходов. Если бы эту картину снимали в Аризоне, я бы отказалась». Кларк Гейбл, кстати сказать, не стал исключением из правил и вошел в число «сердечных друзей» Грейс Келли. При этом как-то так получалось, что почти никто не говорил о Келли дурного — что редкость в Голливуде.

Но главное — Грейс Келли не собиралась играть в кино всю жизнь. Больше карьеры и финансовой стабильности она желала удачно выйти замуж и рожать детей. «Удачно» означало выйти замуж «за приличного человека» и непременно с родительского благословения.

О встрече Грейс Келли с князем Монако Ренье III Гримальди до сих пор ходят легенды. Существует по меньшей мере три версии их знакомства. Первая: он и она встретились на французской Ривьере во время съемок фильма Хичкока «Поймать вора». Между ними пробежала искра, потом вторая, завязался роман в письмах, и, наконец, он предложил ей руку и сердце. Другой вариант: Грейс Келли представляла американскую делегацию на Каннском кинофестивале 1955 года и по договоренности журнала «Пари Матч» нанесла визит вежливости князю. Искра присутствует и в этой версии.

Третий вариант циничнее прочих, без всяких искр: договорной брак, призванный восстановить репутацию и финансовое положение Княжества Монако. Роман Грейс Келли и Ренье III должен был привлечь к княжеству-банкроту внимание туристов и инвесторов.

Как бы там ни было, для Келли это оказался крайне удачный вариант: европейский аристократ, католик, ни разу не был женат. Она могла бросить кино, поклонников и начать новую жизнь за океаном.

Свадьба состоялась 18 апреля 1956 года. Этот сказочный брак был освящен благословением церкви, родителей, омыт слезами поклонников и сердечныхдрузей. Хичкок довольно быстро смирился с отъездом в Европу своей блондинки. «Отчасти — писал Трюффо, — видимо, потому, что принц Ренье не был кинорежиссером, а отчасти из-за того, что бывшему кокни приятно ласкал слух титул принцессы, которого удостоилась очаровательная девушка из хорошего филадельфийского дома, оставившая Голливуд ради скалистого побережья Монако».

Счастливый брак Келли со временем перестал быть и счастливым, и браком. Последние годы Грейс жила в Париже, занималась благотворительностью, участвовала в театральных постановках и, говорят, была счастлива — правда, отдельно от мужа. Детей Грейс воспитывала совсем не так строго, как когда-то муштровали ее родители. Но рожденные в роскоши и полной свободе трое детей Келли — принц Альберт, принцессы Стефания и Каролина — не унаследовали от матери ни ее трудолюбия, ни скромности и славны разве что многочисленными романами.

Грейс умерла 14 сентября 1982 года. Она разбилась на машине, слетев с трассы на крутом повороте, — очень кинематографичный финал, трагический и нелепый. Словно траекторию падения прочертила не рука судьбы, а фантазия нерадивого сценариста.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина» 6 мифов о Грейс Келли

Княгиней могла стать Мэрилин Монро
Правда. Ее кандидатуру тоже рассматривали, но Ренье III очень удачно и вовремя познакомили с Грейс Келли.

Гримальди прокляты
По легенде, на князьях Монако лежит проклятие: «Никому из Гримальди не будет счастья в браке!». Похоже на правду. Взять хотя бы последние три поколения: Грейс Келли трагически погибла, а личная жизнь детей не складывается: сын и наследник князь Альберт до сих пор не женат; дочь Стефания трижды разведена; муж второй дочери Каролины Эрнст Август Ганноверский уже был женат и вступил в брак с Каролиной, только когда та уже была беременна.

Грейс Келли стала актрисой по протекции
Почти правда: она проходила прослушивание в Академию уже после окончания набора на курс. Ее рекомендовал дядя Джордж Келли — драматург, гомосексуалист и обладатель Пулицеровской премии. Но какое теперь это имеет значение?

Свадьбу Грейс посетили все титулованные особы
Не вполне правда: королева Елизавета II отказалась приехать под тем предлогом, что «будет слишком много кинозвезд», а звезда Фрэнк Синатра не приехал, «опасаясь затмить невесту в день ее свадьбы».

Грейс Келли хотела вернуться в кино
Правда. В 1962 году Хичкок предлагал ей роль в своем фильме «Марни». Грейс сначала согласилась, но затем отвергла предложение, потому что муж категорически запретил ей сниматься.

Грейс Келли убили
Этой версии придерживается биографический телефильм «Главный свидетель» ( Star Witness), 1995 г., реж. Улли Ломмель. Аварию подстроила мафия, с которой якобы была связана семья принца. Неубедительно: в машине вместе с матерью ехала принцесса Стефания и после катастрофы осталась жива.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина»Грейс Келли: до и после

На выставке «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако» представлены личные вещи актрисы: обручальное кольцо, статуэтка «Оскар», записка Жаклин Кеннеди, платья, драгоценности, редкие фотографии. Ксения Трушина выбрала несколько экспонатов и прокомментировала их.

1. Грейс Келли не просто любила красивую одежду, она умела ее носить. И не потому, что в прошлом мимолетно поработала манекенщицей. Как Одри Хепберн или Жаклин Кеннеди, она оставила после себя понятие «в стиле Келли». В 50-е годы даже появилось выражение «to be so grace». Платье, в котором Грейс получала «Оскар», попало в десятку лучших нарядов церемонии за все годы существования премии.

А тогда это было еще и самое дорогое платье в мире. Автор этого шедевра, знаменитая костюмерша киностудии MGM Эдит Хед, сшила для Келли и свадебное платье. Лучшие Дома моды мечтали видеть принцессу своей моделью. Для нее творили Диор и Ив Сен-Лоран, а Hermes до сих пор выпускает сумки Kelly. Сумка эта появилась в коллекциях фирмы то ли в конце XIX века, то ли в начале ХХ, но популярной ее сделала именно Грейс, когда, будучи беременной первой дочерью Каролиной, она прикрыла сумкой свой округлившийся живот. Келли создала прецедент: после нее Hermes было уже легко назвать еще одну сумку именем Джейн Биркин, а совсем недавно Александр Маккуин посвятил свою сумку актрисе Ким Новак.

2. Съемки в дешевой рекламе мыла, сигарет и пишущих машинок — этот период в жизни принцессы Грейс не самый афишируемый. Но дело не в темном прошлом Грейс, а в том, что эти фотографии разделяет всего шесть лет. Надо было обладать воистину незаурядными способностями, чтобы сделать такую карьеру за столь короткий срок: сняться в лучших фильмах столетия, получить «Оскар» и выйти замуж за принца. Говорили всякое. Но женой принца Монако Ренье она стала действительно по любви. Причем взаимной.

3. Замужество положило конец кинокарьере Грейс Келли и чуть не порушило ее особый «роман» с Альфредом Хичкоком. Мастер саспенса нашел в хрупкой блондинке свою «идеальную жертву», а потому искренне считал, что она предала их общее дело. Принцессе Монако все же удалось наладить с ним добрые, хотя и формальные отношения. Он писал принцессе письма, а она… снимала домашнее видео, используя хичкоковские приемы. Когда через 30 лет после фильма «Поймать вора» она разбилась на той же дороге, где снималась одна из сцен, связи Келли и Хичкока приписали совсем уж мистический характер.

Выставка «Эпоха Грейс Келли, Принцессы Монако»в Фонде культуры «Екатерина»