Москва
Москва
Петербург
«Мы пришли делать в театре революцию»

«Мы пришли делать в театре революцию»

Премьера спектакля «Полоний» с Владиславом Мамышевым-Монро в главной роли состоится в «Политеатре» 21 декабря.
Появление Владислава Мамышева-Монро на московской сцене — всегда долгожданный подарок. Последние несколько лет он провел на Бали, и мы практически потеряли из виду этого замечательного художника и, не побоимся этого слова, артиста. Вместе со Славой Випзоном Монро взялся за постановку одной из самых трудных и самых популярных пьес Шекспира «Гамлет». Правда, назвали ее «Полоний».

Владислав Монро: Я не понимаю, как вы, Игорь, или другие уважаемые люди можете ходить и смотреть часами на российские драматические спектакли. Это пытка для зрителей.

Игорь Шулинский: Я во многом согласен, но все эти потуги «Политеатра» со стихами Олега Груза и текстами Владимира Сорокина не кажутся мне более интересными. Вот Кирилл Серебренников со спектаклями «Четыре квартета» и «Сон в летнюю ночь» на «Платформе», где зрители переходят из зала в зал, имеет большее право на жизнь…

Слава Випзон: Серебренников — наш брат и друг. Мы даже думали о произведении «Кирилл 30 сребреников». Он ближе всего к метафизическому аттракциону…

И.Ш.: Да, но вы почему-то взялись за шекспировского «Гамлета» и при этом назвали его «Полоний». Почему Шекспир?

С.В.:
Потому что меньше не имеет смысла. Меня вообще интересует сейчас такое понятие, как театральное шоу. Первое шоу, которое бы мне хотелось осуществить, — «Гамлет». А есть идея делать такие шоу постоянно — не спектакль, не антрепризу, не мюзикл, а именно театральное шоу. Оно делается по другим принципам, нежели театральный спектакль.

И.Ш.: А что это за принципы?

С.В.: Доставление эстетического наслаждения.

И.Ш.: Вау.

С.В.: Если скромно сказать, мы пришли делать в театре революцию. Но в этом надо участвовать, рассказать об этом невозможно.

И.Ш.: Но все-таки давайте попытаемся.

С.В.: Мы просто взяли чистый текст Шекспира. Когда мы говорим о «Гамлете», нужно понять предысторию. Считается, что в пьесе «Гамлет», несмотря на ее величие, есть три больших изъяна в драматической системе. Так вот, мы удалили все изъяны!

И.Ш.: А что это за три изъяна?

С.В.: В пьесе Шекспира есть три ружья, которые не стреляют. До сих пор на полном серьезе критики, мыслители ломают вокруг этого голову…

И.Ш.: Я задал конкретный вопрос и хочу получить на него конкретный ответ.

С.В.: Войска Фортинбраса идут через Эльсинор, чтобы напасть на Польшу. Так смешно?

И.Ш.: Не очень, если честно. Но театр — это условность. И главное — почему «Полоний»? Почему вы решили поменять название? Это тоже борьба с шекспировскими изъянами?

С.В.: Дело в том, что «Гамлет» — это пьеса об отравлениях.

В.М.: О яде.

И.Ш.: То есть человек, в имени которого зашифрован яд, — это ваш главный персонаж?

В.М.: Странным образом сюда накладываются путешествия, в которых я нахожусь последние годы. Я пил змеиные яды, путешествуя по Камбодже с нашей общей знакомой, художницей Лизой Березовской. Тогда на экранах телевизоров быстро умирал Литвиненко, мы включали BBC, и вот каждый день ему то трубочки вставляли в нос, то он появлялся в красивых пижамах. И я предложил Лизе сделать фотосессию, где я в образе Литвиненко, только это фэшн-шоу. Но Лиза ответила: «Не говори глупостей, это гадко». И вот теперь дизайнер Катя Филиппова нам делает потрясающие костюмы: эта давняя история наконец-то меня настигла.

И.Ш.: То есть это пьеса о Литвиненко, о современной политике?

С.В.: И о Ясире Арафате. Вот его выкапывают из могилы, чтобы проверить на содержание полония. На самом деле, Игорь, это гон. Мы хотим добиться легкости повествования.

Фото Григория Поляковского и Алены Кожевниковой

И.Ш.:
Не слишком ли цинично? Здесь легкое дыхание соседствует с трагедией.

С.В.: Да нет… Кстати, никто не знает, что за персонаж шекспировский Полоний. А он самый остроумный, тонкий, легкий герой. Они с Гамлетом — просто комедия Пиранделло. Это все очень легко, при всех глубоких смыслах. Представим себе, что «Гамлет» — это пьеса, которую никто не знает, и мы, грубо говоря, рассказываем с легкостью Шекспира эту трагедию. Мы возвращаем Шекспиру легкость. Он перенагружен мыслями, языком.

И.Ш.: Что-то подобное говорил Персеваль. Но все равно «Гамлет» в переводе Пастернака или Лозинского — для современного уха достаточно тяжелый текст.

С.В.: Мы его адаптировали, сократили. Скорректировали. Выбрали семейный, детективный сюжет пьесы, убрали многих второстепенных персонажей, убрали политическую разборку с Фортинбрасом. У нас спектакль идет один астрономический час. Мы освободили действие от огромного текста и дали возможность пустить в пьесу воздух, паузы, молчание, видеоарт, музыку, которые позволяют усваивать текстовую гамму.

В.М.: Мы словно возвращаемся в конец 80-х к фильмам «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Недаром у нас играет Миша Розанов.

И.Ш.: А Настя Михайловская (известный модельер 90-х, партнер Розанова по фильму «Черная роза…», в последнее время примкнула к евразийцам) тоже будет?

В.М.: Хорошая идея. Когда совпадают и место, и люди, появляется контент, и мы понимаем, что делаем искусство. Поэтому это все делается легко, само собой, без напряга.

И.Ш.: А кто музыку писал к спектаклю?

С.В.: Я собирал, и у нас работают музыканты. Так или иначе, партитура была уже готова, она существовала. (Монро буквально светится!)

В.М.: Я так счастлив работать с этим режиссером.

И.Ш.: Почему, Владик?

В.М.: Мне разрешили опаздывать куда угодно и забывать текст. Настоящее счастье. Даже у Мэрилин Монро не было такого. И еще мы сделали фильм внутри спектакля, где я играю всех героев: и Гертруду, и Офелию, и Гамлета… Получается 3D без очков.

С.В.: За счет экранов в «Политеатре», а их там три, получаются крутые эффекты. В «Политеатре» добавляют это как прием к театру, а мы, наоборот, театр внедряем внутрь видеоарта. Понимаешь, чем шоу отличается от спектакля?

И.Ш.: Я заинтригован. Когда премьера?

С.В.: 21 декабря.

И.Ш.: Шикарно. Конец света?

С.В.: Да, мы и время подгадали.
17 декабря 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация