Москва
Москва
Петербург
Тренд: становление русского стендапа

Тренд: становление русского стендапа

Возможность для нового театра прорваться к зрителю — увидеть что-то качественно другое и через иронию выплеснуть это на сцену.
В Лондоне и Нью-Йорке очередной всплеск жанра стендап-комеди. Это и искусство, и серьезная индустрия. Такое возможно, когда есть среда. Наш комеди-клаб-продакшн пытался стимулировать эту среду рот в рот. В торговых центрах недалеко от МКАД открылись маленькие комеди-клаб-кафе, где собирается местное население попить пива. А на встречу с ними выезжают образованные ребята из Москвы, приучая жителей окраины к стендапу. И один из них, выступая, начал говорить что-то про Бога. Нормальная тема, не правда ли? Но один из присутствующих возмутился и сломал артисту челюсть. Может быть, пора отечественному стендапу обосноваться в маленьких театрах типа «Мастерской Фоменко» или «Студии» Женовача? Такую попытку предпринял Евгений Гришковец. Когда-то он поразил всех своей свежестью в «Одновременно» и «Как я съел собаку». Каждый ассоциировал себя с рассказчиком — как и должно быть в стендапе. Правда, сам автор обижается, когда его называют стендапистом. Так или иначе, его последняя вещь «Прощание с бумагой» — длинная и кислая. Бесконечные стенания по ушедшим возможностям.

Жалоба и сочувствие — это то, что отличает наш стендап от западного. Лондонцы и ньюйоркцы исполнены черного юмора и самоиронии. В последнем западным стендапистам могут стать союзниками ребята из «Квартета И». Их история «Письма и песни мужчин среднего возраста» действительно хороша! Трехминутные фильмы — произведения искусства в стиле «Монти Пайтона». Но для чего все это скреплять в спектакль? И зачем для сцепки сюжетов вызывать группу «Несчастный случай» с их каэспэшными номерами, положенными на джетроталловский арт-рок? Все это вызывает те самые жалость и сочувствие. Конечно, это лучше, чем обыденная пошлость Comedy Club с ТНТ. Но единственная возможность для нового театра прорваться к зрителю — это оглянуться вокруг, увидеть что-то качественно другое и через иронию выплеснуть это на сцену. И тогда, возможно, театр заговорит с нами на одном языке.


Бесконечные стенания по ушедшим возможностям. Жалоба и сочувствие — это то, что отличает наш стендап от западного.

Хелена Аутио-Мелони, советник по культуре посольства Финляндии: 
«Я слежу за российской театральной жизнью с конца 1970-х. В 2012-м я впервые ощутила, что российский театр, как Спящая красавица, пробуждается к жизни. И разбудили его молодые принцы, пренебрегшие традициями закрытых покоев царского  дворца. Эти неистовые были «отморозками», и они загалдели голосом народа. Театр — зеркало общества. До «Отморозков» я наблюдала в Театре Наций темпераментного смутьяна, одетого в доспехи Дон Кихота, говорящего другим голосом, но то же самое: настало время перемен! Говорят, большие временные циклы повторяются каждые 40 лет. В 1966-м The Doors записали пластинку «Light my Fire». Война во Вьетнаме, «сумасшедшая весна» Европы и оккупация Чехословакии звучали в каждом финском спектакле. Не просто совпадение, что прошлой весной в программе Russian Case показали спектакль «Театра.doc» «Зажги мой огонь»… Что я вижу сегодня в России? «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Господин Пунтила и его слуга Матти» Брехта, бесконечного Шекспира, построение «новых домов» молодыми театральными режиссерами, общественные обсуждения, новую русскую драму… Интересно, что же из этого всего выйдет?»

12 декабря 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация