Москва
Москва
Петербург
Дорогой наш Кабаков

Дорогой наш Кабаков

Художник в контексте большой ретроспективы собственных работ.
Мировое сообщество хитро посмеивается над простодушными русскими, которые с таким пафосом обсуждают цены на искусство, при этом не обращая особого внимания на собственно искусство. Чета Кабаковых, сделавшая грандиозную карьеру на Западе, жалуется на то, что всякий разговор с москвичами начинается непременно с миллионных продаж их работ на мировых аукционах. Всех — от рабочего на экспозиции, специалиста по логистике до олигархов — интересуют только кабаковские миллионы и стоимость картин.

Такое массовое возбуждение художника огорчает — это торговец нижним бельем или дорогими машинами ставил перед собой достойнейшую цель — заработать очень много денег. И больше ничего. А мастера культуры, они же в первую очередь мечтают, наверное, что-то этому миру сообщить. Тем более что уехавший на Запад в 1989 году Илья Кабаков сделал свою карьеру в принципиально некоммерческой области. Даже датированный 1982 годом прелестный «Жук», проданный в феврале 2008-го на лондонском аукционе Phillips de Pury & Co за 5,84 млн долларов, — объект первоначально не автономный. Это часть одной из самых знаменитых инсталляций — «10 персонажей», которая и была заокеанским дебютом мастера. Кабаков сразу же попал со своим коммунальным мусором и осколками советской жизни на мировой художественный олимп. Туда, где Энди Уорхол или Дэмиен Херст.

Сам Кабаков, которому скоро исполнится 75, до крайности неприхотлив и жалуется на то, что дом на Лонг-Айленде в Нью-Йорке для него слишком велик. Бывает он там со своей супругой и соавтором Эмилией не так уж часто. Эти немолодые уже люди умудряются делать по всему миру по десятку больших инсталляций в год. При таком размахе уже как-то непристойно рассуждать о том, повысятся ли после московской выставки цены на аукционах.

Для художников такого уровня куда важнее не продажи, а сметы новых проектов. Вот тут мы можем гордиться. Стоимость московской ретроспективы — три миллиона совершенно безусловных единиц. (Большие и шумные биеннале с полусотней участников умудряются в такие деньги вписываться.) Но спонсоры проекта Роман Абрамович с Дашей Жуковой, а также другие почтеннейшие организации не беспокоятся. Деньги будутотработаны честно. Очень выгодная инвестиция — на эксцентричных русских миллиардеров мир посматривает косо, теперь их имена попадут на первые страницы главных газет в очень благородном контексте. А стоить Кабаков будет все больше и больше. И мы будем испытывать гордость за нашего дорогого Кабакова. И любить (и ненавидеть!) его еще сильней. Если, конечно, разберемся в том, что же он нам такое хотел сказать.


«Жизнь мух», 1992. Таблица влияний мушиных ассоциаций на финансы


Мухи отдельно

Как не заблудиться в лабиринтах кабаковской ретроспективы — гид по выставкам.


Три фантома
«Альтернативная история искусств». Центр современной культуры «Гараж», Образцова, 19. С 17 сентября по 19 октября

Самая большая и принципиальная инсталляция Кабакова представляет собой настоящий музей со специально построенной, продуманной системой залов, мягким освещением и бабульками в углу. Но выставлены в этом музее только три художника: Шарль Розенталь, Илья Кабаков и Игорь Спивак.

Будьте внимательны! И Розенталь, и Спивак, и даже некто под именем Кабаков — порождение творческой фантазии. Три персонажных автора помещены внутрь тотальной инсталляции, выстроенной настоящими авторами — Ильей и Эмилией Кабаковыми.

Заглянув в «Словарь терминов московского концептуализма», можно узнать, что тотальная инсталляция «включает зрителя внутрь себя», основное значение там несут не картины или тексты, а «атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат». А персонажный автор — это «фигура посредника между автором произведения и его зрителем». Бывает еще и «зрительперсонаж», а также «критик-персонаж» и «идеолог-персонаж». Забава в том, что к этой компании можно добавить еще и «покупателя-персонажа»: он купит за большие, «кабаковские», деньги картину с подписью фиктивного Розенталя или Спивака. Или фиктивного Кабакова?

Из бесконечных текстов, по традиции включенных в каждую «тотальную инсталляцию, можно узнать, что Розенталь — современник великого русского авангарда, умер в эмиграции в Париже в 1933 году. В том же году родился и некто Кабаков — совокупный образ представителя второго, советского авангарда. Про Спивака известно только то, что он — художник времен перестройки, куда-то сгинул в середине девяностых. Из произведений трех этих художников и выстроена новая, логическая и совершенная «Альтернативная история искусства». Мягкая такая и пушистая, без авангардной удали, мрачного нонконформизма и тяжелого соцреализма.


Медитируй на СССР!
«Красный вагон». Центр современной культуры «Гараж», Образцова, 19. С 17 сентября по 19 октября

«Альтернативный музей» запрятан внутри совершенно потрясающей постройки — Бахметьевского гаража, возведенного великим русским авангардистом Константином Мельниковым. Там же, собственно, начинается и краткая ретроспектива мастера тотальной инсталляции. Вознесенный на постамент огромный «Красный вагон» — это аллегория того, что бывает с утопиями. Там висят большие картины, играет советская музыка. И всякий сможет вволю помедитировать над тем, как это оно было, жить в СССР. Ужасное ли это было место, из которого так и хотелось сбежать навсегда? Или, напротив, страна эта была воплощением мечтаний всего прогрессивного человечества? Следует предупредить, что по широкой лестнице, ведущей к «Вагону», взбираться совершенно бесполезно. Возвышенную ностальгию можно пережить только с заднего входа, пройдя мимо кучи мусора. Самая забавная деталь этой исторической работы заключается в том, что она уж сама по себе сталаисторическим документом. «Красный вагон» создан в 1990 году для выставки в Дюссельдорфе, его сокращенный вариант был показан в Москве в 1991-м, том самом, когда истончился Советский Союз. С тех пор выросло целое поколение, которое не успело пережить все прелести соввласти. Если кому интересно, можно сходить и узнать все, о чем не решались спросить у мамы или бабушки. Но тут можно и не особо торопиться — появились сведения о том, что «Красный вагон» решено оставить в России.


«Туалет». Внутренний вид. Столовая и кабинет. «Документа», Кассель, 1992


Экзистенция выгребной ямы
«Жизнь мух», «Туалет», «Игра в теннис». Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. С 18 сентября по 15 октября

Если историософский железнодорожный агрегат рассказывает нам о нашем героическом прошлом, то одна из инсталляций, размещенных на «Винзаводе», относится уже к разряду высших духовных ценностей и представляет собой абсолютную метафору человеческого бытия. Это настоящий мазанковый «Туалет», точная копия тех, что все еще сохранились на далеких полустанках. А внутри — бедненькое, но чистенькое жилище, с занавесочками и кроватками. Когда эту впечатляющую работу показали в 1992 году на «Документе» в Касселе, возник спор. «А правда ли, что русские живут в туалетах?» Спор не затих до сих пор, самые отъявленные критиканы согласились с тем, что мы все и в самом деле по уши в фекалиях. Но гламурной публике, тусующейся по «Винзаводу», следует помнить и ответ автора, то есть Кабакова. На вопрос «Какой процент русских живет в туалетах?» он обычно отвечает: «До перестройки приблизительно восемьдесят процентов, сегодня же практически все».

Философский «Туалет» стоит прямо в винзаводовском дворе. А под высокими сводами «Цеха Белого» располагается еще одна инсталляция, по своему названию развивающая люфтклозетную тему. В ней с помощью многочисленных рисунков и текстов очень подробно описывается мушиная цивилизация, удобно расположившаяся непосредственно над Россией. Именно от нее и зависят и культура, и философия, и даже экономика не только РФ, но и всего мира. По словам Эмилии Кабаковой, смысл этого проекта прост и ясен: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Задумка с мухами может прийтись по вкусу не только задумавшимся о перспективах человеческой цивилизации поклонникам концептуализма, но и фанатам национального фэнтези. У гиганта этого жанра Василия Головачева есть рассуждения о том, что человечество произошло от инсектов пятого измерения, гигантских сверхразумных тараканов.


Последняя работа художника
«Ворота», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Волхонка, 14. С 16 сентября по 12 октября

Если «Вагон», «Туалет», и «Альтернативная история искусств» представляют из себя авторские повторения работ, неоднократно показанных в разных местах земного шара, то в ГМИИ им. А. С. Пушкина будет выставлен единственный оригинальный проект — «Ворота», созданный для Москвы. Никаких мух или персонажных авторов не будет, неудобно как-то с таким идти в «настоящий музей», каковым себя считает ГМИИ. (В 1992-м директор этого почтеннейшего заведения отказалась выставлять инсталляцию «Муха с крыльями» по причине тематической несовместимости с музейным статусом.) На этот раз никакого экстремизма. «Ворота» — настоящие, изящно изготовленные, стоят посреди зала. Вокруг — музейно развешанные, тщательно написанные картины. Все вместе, как поясняет пресс-релиз, — «Последняя работа художника». Как-то жалко — только привыкли любить великих художников И. и Э. Кабаковых, так сразу — «последняя». Остается надеяться, что это не более чем одна из аватар мастера, которых у него в запасе еще много.


15 сентября 2008
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация