Москва
Москва
Петербург
Леонид Хейфец: «Семья на наших глазах исчезает»

Леонид Хейфец: «Семья на наших глазах исчезает»

Режиссер поставил на Малой сцене «Маяковки» пьесу Артура Миллера «Цена», которую в России играли только звезды.
Зачем эта пьеса нужна сейчас?

— Она актуальна сегодня и всегда. Мы беспрерывно становимся свидетелями кровавых столкновений между людьми, даже близкими, внутри семьи. Семья вообще на наших глазах исчезает. А ведь она — основа человеческой жизни.

— Герои Миллера несчастны. В чем их ошибка?

— Сказать, что это история несчастных людей, я не могу. Но человеческая жизнь несет в себе много боли. Для Миллера главное, что «в этом доме никогда не было любви». Если хотя бы пять человек в зале поймут, что жить в доме, где нет любви, очень-очень печально, то смысл постановки будет оправдан.

— А вы чью сторону принимаете?

— Автор говорил, что зритель сам обязан найти понимание судеб героев. И я пытаюсь понять драматизм всех сторон. Считаю — и привык так работать: у каждого своя правда. Например, когда женщина говорит: «Я хочу денег! Я хочу ходить в кино, пойти в ресторан!» — я понимаю ее на сто процентов: она имеет право в своей единственной жизни на маленькие человеческие праздники. А старый оценщик Соломон — это каждый из нас в определенные годы жизни. Чем мы старше, тем более одинокими мы становимся. Уходят друзья, близкие, и у нас ничего не остается кроме памяти.

— Не слишком ли болезненная тема для современных людей?

— У меня нет никаких иллюзий. И ставить эту пьесу, и смотреть ее — очень непростое дело. Но какая-то часть публики должна откликнуться на это. Ведь не все же ломятся на попсу. Есть зрители, которые предпочитают другое. На них мы рассчитываем.

— Как вы «сошлись» с новой для себя актерской командой?

— Несведущим людям кажется: чем меньше артистов в пьесе, тем легче работать. Но это чрезвычайно сложная психологическая и этическая ситуация. Тем более если эти несколько людей существуют в очень тесном пространстве Малой сцены. Похоже на то, как подбирают космонавтов и проверяют их на совместимость. Но я доволен тем, к чему мы пришли в результате. Александр Андриенко, Татьяна Аугшкап, Ефим Байковский, Виктор Запорожский прекрасно справились с этой сложной работой. И редко приходится такое говорить, но я влюблен в пространство, во все, что сделал сценограф Владимир Арефьев. Мне хочется в его декорациях жить. Здесь есть тепло, есть прожитая человеческая жизнь. Мне кажется, что он сделал одну из лучших своих работ последнего времени. Ее сердечность покоряет.

— Есть ли вещи, у которых нет цены?

— Я ничего нового не скажу. Сколько стоит поднести стакан воды человеку, который гибнет от жажды? Сто рублей? Тысячу? Какой тариф у помощи? Какой тариф у сострадания? Нет цены этому.

— За бесценные вещи порой приходится дорого платить?

— За все надо платить. Жизнь моя — тому подтверждение. «За все приходится расплачиваться» — Артур Миллер вкладывает это соображение в уста простому полицейскому, но я с ним полностью согласен.
26 ноября 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация