Интервью: Сергей Серов | Арт | Time Out

Интервью: Сергей Серов

Фаина Балаховская   1 сентября 2008
3 мин
Интервью: Сергей Серов
Президент «Золотой пчелы» считает, что ЦДХ — подходящий улей.

Отличается ли эта «Пчела» от предшественниц?

«Иди и смотри!» Визуальная культура воспринимается глазами. А глаза у всех разные. Дизайнеры увидят одно, студенты — другое, простая публика — третье. Одни будут анализировать работу со шрифтом, тонкие нюансы типографики. Алфавиты у всех разные, а профессиональные тенденции в целом синхронны и глобальны. Другие будут внимательно рассматривать новые работы своих кумиров. Третьи — удивляться многообразию форм графического мира, наслаждаться визуальной красотой. Визуальные образы неисчерпаемы, их словами не перескажешь. В биеннале что самое главное? Постоянство, регулярность. Раз в два года, тщательно профильтровав профессиональные достижения, она показывает самое лучшее, дает возможность каждому увидеть свое. Для профессионалов всегда очень интересно, как эти достижения оценит международное жюри, которое приезжает в Москву.

И все-таки в какую сторону движется графический дизайн?

Во все стороны сразу: постгутенберговская галактика продолжает расширяться. Движение в глубины виртуального измерения, которое началось с «новой волны» в 80-е годы, продолжается. В 90-е графический дизайн стал компьютерным. Потом интернет предъявил нагляднейший образ этой галактики: многослойной, наполненной сразу и текстами, и гипертекстами, и контекстами. И все это соединяется с «картинкой», поглощается «картинкой», становится все сложнее, богаче и разнообразней.

Подробнее о биеннале «Золотая пчела»Каких стран на биеннале больше других?

На восьмой «Золотой пчеле» представлены проекты из 43 стран. Кроме России больше всего представителей Ирана и Польши, обошедших традиционных фаворитов — Японию и Китай. Какой теоретик может объяснить, почему в тоталитарном Иране расцвел графический дизайн? Качественный, актуальный, включенный в общее движение мировой визуальной культуры и при этом сохраняющий свой национальный колорит. Мы с кириллицей не справляемся, а иранцы превратили свою каллиграфию в современную типографику. Использовали национальный ресурс на все 100%, ввели его в контекст современного дизайна. Раньше из Ирана работы на биеннале приходили в основном только от лидеров, международно известных художников. А теперь — масса авторов, хороших и не очень. Но было прислано такое количество работ, что даже после строгого отбора иранская стенка в экспозиции будет очень заметной. Другая большая национальная команда — поляки. У них у самих авторитетнейшая биеннале плаката в Варшаве, в нашей они участвовали довольно неохотно. И вдруг — просто вал работ. Может, потому, что мы книгу сделали про польскую школу плаката?

Возможно, это последняя «Пчела» в ЦДХ — решение о сносе здания, похоже, уже принято.

Если это все-таки произойдет, и для Москвы, и для Московской международной биеннале графического дизайна это будет невосполнимая потеря. «Золотая пчела» в восьмой раз проходит ЦДХ. Место действительно центральное — художественное, «намоленное» — народная тропа сюда не зарастает. И это настоящий дом, домище. Подходящий улей для «Золотой пчелы». Найдется ли для нее другой такой же просторный дом? Где «Золотая пчела» приземлится в следующий раз? Я что-то не слышал, чтобы в Москве собирались строить Центральный дом дизайнера или Музей дизайна, какие есть везде в мире.

Подробнее о биеннале «Золотая пчела»