«Золотая маска» объявила список номинантов | Театр | Time Out

«Золотая маска» объявила список номинантов

  16 ноября 2012
3 мин
«Золотая маска» объявила список номинантов
Выбор экспертного совета национальной премии «Золотая маска» комментирует театральный критик «Time Out Москва» Елена Груева.

Экспертный совет национальной театральной премии «Золотая маска» объявил список номинантов, из которых жюри весной 2013 года выберет лауреатов. С учетом невыразительности прошлого московского сезона не удивляет значительное количество провинциальных спектаклей. Причем не «котов в мешке», как это часто бывало, а уже известных в театральном мире спектаклей, многие из которых успели показаться в Москве и будут претендовать отнюдь не на поощрительные премии.

В афишу только что закончившегося «Сезона Станиславского» попали постановка ибсеновской «Гедды Габлер» Камы Гинкаса в Александринском театре (лучший спектакль режиссера последних лет) и спектакль Евгения Марчелли «Без названия» по ранней пьесе Чехова с харизматичным Виталием Кищенко в роли Платонова. Их успех на престижном фестивале обещает и полные залы на «масочных» показах.

Провокационный «Лир» режиссера Константина Богомолова и вовсе в ТЦ «На Страстном» приезжал из Питера не один раз — что называется, «по заявкам зрителей». Спектакли молодого режиссера Дмитрия Волкострелова были показаны и на «Новой драме», и на «Золотой маске», и на NETе и самостоятельно приезжали в Москву, с каждым разом собирая все больше поклонников. Номинантом этого года стала его первая работа в репертуарном театре — ТЮЗе им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург), куда он привел своих артистов из театра Post и принес пьесу любимого драматурга Павла Пряжко «Злая девушка» о казалось бы ничем непримечательных персонажах и событиях. Но как комментирует сам Волкострелов: «Мы все хотим «больших» событий, но нужно увидеть, что жизнь состоит не из них. И кажущийся событийный мусор, мозаика микрособытий, собранная в тексте Павла Пряжко, история в тексте – мусором не является, это и есть жизнь.

У частых номинантов на «Маску» — таких режиссеров как Олег Рыбкин («Путешествие Алисы в Швейцарию», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск), Марат Гацалов («Август. Графство Осейдж», Театр «Глобус», Новосибирск), Михаил Бычков («Дураки на периферии», Камерный театр, Воронеж) — уже сформировались свои группы московских поклонников.

Появление в номинантах иностранных хореографов стало уже традицией. В этом сезоне подтянулись и режиссеры драмы из Европы. И, знаете ли, не последние там люди: Маттиас Лангхофф («Софокл. Эдип, тиран», ТЮЗ им. Ю.П. Киселева, Саратов) и Томас Остермайер («Фрекен Жюли», Театр Наций, Москва). Из отобранных московских спектаклей вопросы могут возникнуть только по двум названиям: весьма прохладно встреченные критикой «Маленькие трагедии Пушкина» в постановке Виктора Рыжакова («Сатирикон», Москва, Time Out один из немногих старался привлечь внимание к этому сложносочиненному, музыкально структурированному спектаклю) и «Год, когда я не родился» — интерпретация пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря» режиссером Константином Богомоловым (Театр п/р О. Табакова, Москва). Последний просто потому, что в номинацию уже включен куда более радикальный и программный спектакль этого же режиссера «Лир».

Я как обозреватель «Time Out Москва» своих пристрастий от читателей не скрывала и по ходу сезона: «Таланты и поклонники» (режиссер Миндаугас Карбаускис, Театр им. Вл. Маяковского, Москва) и «Оккупация – милое дело, или О, Федерико!» (Юрий Погребничко, Театр «Около дома Станиславского», Москва). Судя по составу жюри, которое возглавит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, у моих фаворитов кое-какие шансы есть.

Посмотреть полный список номинантов