Москва
Москва
Петербург
«Хочешь стать писателем — знай все!»

«Хочешь стать писателем — знай все!»

Итальянский писатель Алессандро Барикко рассказал, почему автору полезно уметь придумывать рекламные слоганы.
Бирикко и «Школа Холден»
С 1994 года в Турине усилиями Барикко открыта писательская «Школа Холден». Выбор имени основатели частного «литературного института» объясняют просто: им хотелось создать такое учебное заведение, из которого не было бы соблазна удрать даже у Холдена Колфилда, героя «Над пропастью во ржи». За 18 лет скромные частные курсы разрослись до большого и прибыльного учебного центра, в котором в разное время читали лекции практически все современные классики, от Амели Нотомб до Иэна Макьюэна. Правда, выпускниками, вставшими в этот ряд, школа похвастать особо не может: за все время — один только Паоло Джордано, автор «Одиночества простых чисел», заставил всерьез подвинуться учителей. Но холденовцы не унывают. «Наша задача, — объясняют они на сайте www.scuolaholden.it, — растить рассказчиков. Не писателей. Не драматургов. Не режиссеров. А именно рассказчиков». Так что если хотите плести истории как Барикко — обращайтесь. Международные и онлайновые курсы тоже имеются.

Вы ведь в прошлом журналист — как произошел переход от журналистики к литературе?

— Это правда, я писал для газет — как журналист и музыкальный критик — несколько лет. У меня не было работы, и мне нужны были деньги. Тогда я даже не думал о том, чтобы писать романы. Моей мечтой было преподавать в университете философию, но это было трудно исполнимо, потому что я не был для этого достаточно образован. К тому же рабочих мест мало, а желающих их занять — предостаточно. В общем, свой первый роман я написал только в 29 лет.

— О какой музыке вы писали?

— Классической. Это произошло случайно. Понимаете, классическая музыка — это такая тема, за которую не каждый возьмется. И совсем не каждый горит желанием. Ну вот я и взялся. И потом еще писал много лет. Просто я из музыкальной семьи: с детства играю на рояле, когда был маленьким, родители водили меня в оперу. Это ведь лучше, чем если бы я любил Pink Floyd, вы не находите? На практике это выглядело так: мне было 17 лет и я любил слушать Бетховена или Брамса. Ужасно, правда? И в университете я изучал философию искусств.

— Вы не думали стать профессиональным музыкантом?

— Никогда! У меня нет музыкальных способностей. Я играю на пианино всю жизнь и не сдвинулся со среднего уровня. Так что могу похвастать только страстью к музыке. Но все это пригодилось, когда я стал писателем. И когда я открыл свою школу для писателей «Холден», то первое, что объявил ученикам: хочешь стать писателем — знай все! Мечтаешь быть вторым Марселем Прустом? Пиши для кино, рекламы, комиксов, спортивные репортажи — мешай все со всем.

— Вы еще работали в рекламном агентстве…

— Да, в 27 лет в период острого безденежья я зарабатывал себе этим на хлеб. Найти работу в рекламном агентстве тогда было легче легкого, и я проработал пару лет копирайтером — рекламировал машины и всякие глупости. Было весело! Я научился куче всяких вещей. Но это оказалось не вполне мое призвание. Но когда я открыл школу для писателей, то включил в учебное расписание семинар по рекламному мастерству, потому что это вообще очень полезная штука. Мне очень пригодились азы рекламного дела, полученные в агентстве.

— Кто повлиял на ваше решение стать писателем? Может быть, вам в детстве родители читали много книг?

— Знаете, ни отец, ни мать мне не читали — они были слишком заняты. На дворе были 1960-е, в Италии экономический бум, образ жизни каждый год менялся. Родители много работали, и каждая копейка тратилась на благосостояние семьи. Так что я читал сам. Очень любил детскую юмористическую литературу. Еще читал много книг моей старшей сестры. Ей эти книги задавали читать в школе, она же их терпеть не могла. Поэтому я читал ее книги и потом ей пересказывал. Так я начал много читать.

— Я впервые прочел ваш роман «Шелкс» по-французски. Мои французские друзья сказали, что появился новый итальянский автор, который написал про Францию, и что это настоящая литература. Почему вы решили написать о Франции?

— Эту историю рассказал мне один из моих друзей, чей прапрапрапрадедушка занимался тем же, чем герой моей книги. На полгода он ехал в Японию, забирал личинки шелкопряда и возвращался обратно. Мне эта история показалась интересной. Спустя какое-то время друг показал мне фотографию своего предка: европеец, щегольски одетый, очень печальный. Рядом с ним — японка. Я был очарован фотографией и историей этого человека. Его путешествиями длиной в шесть месяцев. Его поездки напомнили мне движения человеческой души. Я вставил в сюжет любовную интригу, потому что она просто должна была там быть. Потому что человек, который едет из одного конца мира в другой, должен быть чем-то движим. А это любовь.

— «Шелк» удивителен манерой повествования, которая ни в одном из последующих ваших романов не повторилась. «City» — более сложно организованная книга. Почему вы больше не возвращались к этой прозрачной простоте?

— Мне больше нравится сложное письмо. Но история «Шелка» требовала простоты. Возможно, поэтому после «Шелка» я написал гораздо более сложно устроенный роман — «City» — мою любимую книгу. Конечно же, она хуже всего продалась. Я даже извинился перед своим издателем за это. И за то, что больше никогда не принесу ему такую простую книгу, как «Шелк». Хотя последняя моя книга, которую только что перевели на русский, — «Мистер Гвин» — написана в этом же легком прозрачном стиле.

— Можно ли сказать, что увлечение музыкой повлияло на вашу манеру письма?

— Да, писать для меня — это как музыка, как танец. Так же естественно. Есть несколько технических приемов, а дальше — импровизация, свобода тела. Я танцую с читателем. Это не значит, что вся литература — как музыка. Кафка, например, не музыкален. Вы, даже если очень сильно захотите, честное слово, не сможете танцевать под Кафку. Это невозможно!
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

10 самых музыкальных писателей

10 самых музыкальных писателей

К выходу новой книги Алессандро Барикко, работавшего музыкальным критиком, вспоминаем других литераторов, связанных с музыкой.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация