Москва
Москва
Петербург
Тарас Бульба

Тарас Бульба

Слава богу, мы дожили до наглядной реабилитации Гоголя как великого юмориста.

Довольный полевой командир Тарас Бульба (Богдан Ступка) встречает на декоративном хуторе двух сыновей (Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко) — только что из киевской бурсы, щеголяют поповским платьем и московским акцентом.

Обменявшись положенными по тексту Гоголя тумаками со старшим, Тарас отправляется хвастаться хлопцами на Запорожье. Дальше зрителя ожидают два часа прекрасной костюмированной трагикомедии — со взятием крепости, отрубленными бошками, реками крови, живой картиной «Казаки пишут письмо султану» и Михаилом «Каналья» Боярским без шляпы и даже без майки (ура, кумир находится в прекрасной физической форме!) в роли казака Шило.

Экранизация «Тараса Бульбы» проведена Владимиром Бортко с неожиданным респектом к тексту второй редакции 1842 года (в первом варианте повести слово «русский», гремящее с экрана каждые две минуты, встречалось всего пару раз, что совсем не удивительно для автора, удиравшего отсюда в Италию при первой же возможности). Гоголя зачитывают с экрана страницами. Хотя есть и сценарные вольности — эротические сцены при свечах и демонстрация совершенно уже карикатурных нравов шляхты (польская знать очень напоминает белогвардейцев с полотна «Допрос коммуниста»).

Ученики средних школ будут приятно удивлены: почти вся еврейская линия повести, безжалостно вымаранная в адаптированном для хрестоматий варианте текста, любовно перенесена на экран. Да, с осколками пещерного антисемитизма, зато с каким животворящим юмором! Для проспавшего уроки литературы большинства Гоголь — нудный автор нескончаемых описаний степной флоры, но слава богу, что мы дожили до наглядной реабилитации этого великого юмориста.

Огромного пассажа про остроконечные верхушки дрока в фильме, кстати, нет — по родной земле казаки едут в молчании, под задушевную музыку Игоря Корнелюка. Зато весь патриотический запал повести забит в картину, как порох в пушку. В другом случае от такого славянофильства могло бы и скрутить, но тут оно оказывается естественной и нужной частью общего аудиовизуального действа. Без него никак, и он без этой картинки — ничто. Смотрите сами: на экране — кровавое месиво в духе самых забубенных гонконгских боевиков 70-х, только вместо чуждого славянской натуре кунг-фу — православный гопак. Валятся отрубленные руки, катятся головы, кого-то проткнули пятью пиками сразу, кого-то подпалили смолой, вот уже убит и «Писаренко, и другой Писаренко, и третий Писаренко». Тут и вступает панова свирель, а закадровый голос Сергея Безрукова торжественно чеканит строки о безмерном величии — хрясь! — русского духа — шмяк! И, точно финальный знак препинания, опускается казацкая булава на голову нехорошего шляхтича.

8 апреля 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Тарас Бульба

Тарас Бульба

Слава богу, мы дожили до наглядной реабилитации Гоголя как великого юмориста. Ее сделал Владимир Бортко в своей нашумевшей еще до выхода на экраны версии знаменитого романа.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация