Классика: «Мария Стюарт» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Классика: «Мария Стюарт»

Михаил Фихтенгольц   24 сентября 2012
3 мин
Классика: «Мария Стюарт»
На сцене Московской филармонии в субботу исполняют одну из красивейших опер бельканто.

Специалисты по истории Великобритании, да и просто образованные люди, фыркают каждый раз, когда вспоминают об этой опере Доницетти — исторические факты в ней перевраны самым вопиющим образом. Впрочем, чего бы только не сделал композитор в романтическую эпоху, склонную к преувеличениям за гранью дозволенного, чтобы лоб в лоб столкнуть двух легендарных королев и заставить их полюбить одного и того же симпатичного юношу. В реальности все было прозаичнее: Мария Шотландская никогда не встречалась с Елизаветой Английской (хотя и жаждала этой встречи), Роберт Дали, граф Лестер, красавец-дворянин и неизменный фаворит Елизаветы, одно время рассматривался в качестве жениха для Марии Стюарт, но дальше разговоров дело не ушло, и ни о каких близких отношениях между ними быть не могло — собственно, единственная встреча, когда Лестер увидел королеву Шотландии, случилась накануне ее казни. И все-таки переиначенная на бульварный лад история соперничества двух королев, не поделивших один остров, стала идеальной основной для оперного либретто — и для одной из лучших опер Гаэтано Доницетти.

В опере две главные героини, и этот факт сулит дополнительную интригу для публики. К концу первого действия, когда происходит встреча Марии и Елизаветы и первая неосторожно называет вторую La bastarda (незаконнорожденной), зрительный зал разделяется на два противоборствующих лагеря — арбитрами в поединке двух коронованных особ служат сладкоголосый тенор в роли Лестера, которому причитается по дуэту с каждой из примадонн и ни одной арии, и два баса — главный советник Елизаветы Сесил и надсмотрщик над Марией граф Талбот. Соответственно, главная задача для любого дирижера или режиссера, берущегося за «Марию Стюарт», — отыскать двух певиц, которые не уступают друг другу ни в сценическом темпераменте, ни в королевской стати, ни в качестве голоса.

Для Москвы две такие певицы, похоже, нашлись. Несчастную жертву интриг и собственной откровенности Марию Стюарт споет латышка Инга Кална — одна из лучших певиц Прибалтики с уверенной международной карьерой и богатым опытом по части бельканто и оперы барокко. Ее соперницей станет Александрина Пенданчанска — болгарское сопрано, специалистка по ролям роковых женщин, королев и колдуний, запомнившаяся прошлогодним дебютом в Большом театре, где ей досталась роль страстной красавицы Гориславы в спектакле Дмитрия Черникова «Руслан и Людмила». А графом Лестером, которого, собственно, не поделили прекрасные дамы, будет турецкоподданный Бюлент Бешдуц — обладатель породистого лирического тенора и положенной человеку из курортной зоны знойной внешности. Так что в туманном Альбионе, опять-таки вопреки всем реалиям, закипят жаркие южные страсти.