Москва
Москва
Петербург
Загадочная история Бенджамина Баттона

Загадочная история Бенджамина Баттона

Новое кино Дэвида Финчера, в котором он пытается сообщить нам печальную правду: даже от самой долгой и самой необычайной жизни остается совсем немного.

Бенджамин Баттон (первоначально — герой фельетона Фрэнсиса Скотта Фицджеральда) появился на свет в семье пуговичного фабриканта из Нового Орлеана и тут же был подкинут отцом на порог богадельни. Выглядел малыш точь-в-точь как помирающий Горлум, и держать это существо в приличном доме, разумеется, было не комильфо. Как такое произошло — непонятно; возможно, виной казуса были неправильные станционные часы, запущенные задом наперед как раз накануне рождения Бенджамина. Как бы то ни было, малыш Баттон выжил и начал расти — из конца в начало, как раз как те часы. Бенджамин твердо стал на ноги, нанялся на флот, посетил Мурманск, переспал с аристократической Тильдой Суинтон, вышел из Второй мировой без единого седого волоска, превратился в Брэда Питта и женился гражданским браком на подружке детства, рыжей балерине Дейзи (Кейт Бланшетт). Все это время друзья и знакомые Баттона старели и умирали с какой-то неожиданной для голливудского фильма частотой. В общем, не будет преувеличением сказать, что Бенджамин провел свою долгую жизнь совсем без молодости, в окружении людей по большей части пожилых.

Эту странную историю мы узнаем из дневника Баттона, хранящегося теперь в палате престарелой Дейзи, эффектно, со стонами и ежечасными инъекциями морфия, угасающей в больнице Нового Орлеана. На город как раз движется воронка «Катрины» и к последней странице дневника Дейзи испустит последний вздох, а городской вокзал наполнят зеленоватые воды потопа. Мир обрушится так слаженно и торжественно, что даже тот, кто сперва посмеивался над почти непристойными штампами слезовыжималки, смахнет слезинку. Вообще, желание хихикать пропадает уже минут через двадцать, когда неповоротливый эпос Финчера берет разгон и вместе со своим героем устремляется в большое плавание.

Предчувствие чего-то необычайного и важного охватывает тебя, ты усаживаешься поудобнее, чтобы послушать старомодно-неторопливый, с множеством бытовых деталей и второстепенных типов, рассказ. А потом, проснувшись (кажется, через десятилетия), выруливаешь к главному и единственному вопросу, который возникает по окончании этого массового захоронения: так о чем фильм-то? Это история великой любви? Интересная биография? Научно-фантастический роман? Воспоминание о старом Новом Орлеане? Вроде бы да: и то, и то, и то, — но отчего тогда лезет досадная заноза меланхолии, чувство, будто у тебя умер хомячок? Не оттого ли, что режиссер Финчер, растягивая время, как стылый кисель, пытается сообщить нам печальную правду: даже от самой долгой и самой необычайной жизни остается совсем немного. Воспоминание о водке с черной икрой, двух немолодых женщинах, одном морском бое и, если повезет, усталая мысль «когда же это наконец закончится?». Страшноватый, короче, фильм.

28 января 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация