Москва
Москва
Петербург
Джеймс Бретт: «Мне нравится, что название и принципы изобретены не мной»

Джеймс Бретт: «Мне нравится, что название и принципы изобретены не мной»

Создатель «Музея всего» рассказывает об истории идеи.

— Как родился проект «Музея»?

— Когда-то я познакомился с удивительным человеком. Его звали Уильям, по фамилии тоже Бретт, ему было 90 лет, и жил он в здании бывшей школы на острове Уайт. Все 90 лет он собирал «все», что было в его жизни: учебники, школьную форму, мотоциклы, сиденья унитаза… Он превратил свой дом в огромную инсталляцию, соседские дети называли его дом «музеем всего». С его разрешения я назвал так же наш проект. Мне нравится, что название и принцип изобретены не мной, это точно отражает задачи музея: не судить искусство и художников, а открывать их, оценивать работы независимо от того, кто их создал. Музей появился в 2009 году, и с тех пор мы выставляем только то искусство, которое нас цепляет. Эти работы художники делали только для себя — не для публики, не для выставок, не для рынка. Но, когда прошли четыре выставки и их посетили около 300 000 человек, мы поняли, что и публику цепляет то же самое: неизвестные художники, которые могут обнаружиться в любом уголке мира, создают вещи, понятные всем.

— Вы рассматриваете свой проект в нише искусства аутсайдеров или надеетесь открыть художников, которые потом выйдут на общий арт-рынок?

— То, что мы делаем, не вписывается ни в одну классификацию искусства. Мы хотим совместить внутри одного проекта разные формы и жанры искусства, авторы которого — неизвестные художники, самоучки, часто вообще не считающие себя художниками. За два с половиной года мир современного искусства начал приглядываться к нашим авторам. Одним из наших главных открытий стала Джудит Скотт: в прошлом году мы открыли ее первую выставку в Лондоне, а в этом она уже участвует в двух крупных выставках, и поступают еще предложения. Также мы первыми в Лондоне показали художника Джорджа Вайденера. Джордж был бездомным и рисовал на бумажных салфетках, а сейчас стал очень известен в мире: в 2013 году у него будет выставка в Берлине, в Hamburger Bahnhof. Арт-рынок сегодня смотрит на эти работы, не отделяя их от мира современного искусства в целом — и это огромный шаг, именно к этому мы стремимся.

— По каким критериям вы отбираете художников?

— Отбирает жюри, большинством голосов. Мы стараемся быть максимально открыты и честны с авторами. Работы могут быть любыми — лишь бы они были самобытны, вызывали у жюри эмоциональный отклик.

— Какой процент тех, кто приходит на отбор, обычно попадает на выставки?

— Каждый, кто приносит на отбор свои работы, становится участником проекта: работы мы фотографируем, автор получает свидетельство об участии. Мы были бы рады показать всех, но желающих сотни, поэтому мы выбираем наиболее самобытных художников с большим багажом работ. Лучшие примут участие в выставке в Москве. Сказать заранее, сколько их будет, невозможно: никогда не знаешь, каких художников встретишь, пока они не откроют дверь.

29 августа 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация