200 минут с Олегом Табаковым
К дню рождения мастера телеканал «Культура» покажет документальный цикл «В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах».

День рождения Олега Павловича приходится на самое неудачное для отмечаний время — 17 августа. В театре каникулы и полное затишье, и традиционные поздравления, конечно, перенесены на начало сезона. Зато на «Культуре», не откладывая в долгий ящик, покажут замечательный авторский документальный проект Анатолия Смелянского «В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах». О таком «явлении», как Табаков, в фильме рассказывает сам Смелянский (за кадром), а помогают ему друзья, ученики и коллеги — Евгений Миронов, Владимир Машков, Лия Ахеджакова, Сергей Юрский, Константин Райкин.

«Я, конечно, сочинил немного ернический текст, зная, что Табаков не обидится, — признается автор. — Но на всякий случай показал ему фильм до эфира. Он просмотрел все, а после финала последней серии говорит: “Ну, Толяш, тут уж посмертное…” В ответ на это, зная, что он ньюсмейкер — любитель раздавать интервью, — я посоветовал с полгодика не общаться с журналистами, чтобы не испортить это впечатление».

«В поисках радости» — название коронного табаковского спектакля, поставленного 55 лет назад в «Современнике» Олегом Ефремовым по пьесе начинающего Виктора Розова. Но Смелянский, несомненно, имел в виду и то, что Табаков — мальчик, рожденный для радости и успеха. К тому же обладающий редким даром — «заговаривать» на эти успех и радость самого себя. Многие ведь считают, что Олег Павлович — хвастун. На самом деле Смелянского всегда поражало табаковское стремление даже в самых тяжелых жизненных ситуациях доказать всем и каждому, что все у него о’кей, все отлично. И судьба, словно спохватившись, в ответ мгновенно поворачивалась к нему лицом. Автор умудрился не впасть в елейно-восхваляющий тон и избежал даже намека на подобострастие. Наоборот, он умело подначивает собеседника и, казалось бы, без всяких усилий провоцирует на такие признания, которые, возможно, Табаков и не сделал бы в иной ситуации. Вроде просто вспоминает о детстве, предках, годах учебы, первых актерских опытах… Но в результате — из бытовых и, казалось бы, проходных мелочей, словно пазл, складывается философская картина эпохи с рассказом о полувековой истории театра, о его развитии, прошлом, настоящем и будущем, о причинах необыкновенной живучести табаковских героев и собственно их творца.

О том, как начиналась и завершалась эпоха шестидесятников, как складывалась судьба «Современника» и почему разошлись дороги его основателей. О рождении «Табакерки», ее актерах и репертуаре. Ну и о природе мхатовского искусства, естественно. Свою задачу «кризисного менеджера» (как он сам себя называет) Табаков определяет словами Лоуренса Оливье, руководившего Национальным театром: «Подыскать для каждого кресла подходящую “пятую точку”». И очень гордится стопроцентным заполнением всех трех залов Художественного театра. Под финал Смелянский спросил: «Олег, ну вот ты отменил в своем театре худсовет и правление, а ведь там, наверху, может быть, подобная инстанция сохранилась. Представь, сидят Константин Сергеевич Станиславский, Женя Евстигнеев и вообще все, с кем ты работал…» И вдруг он, не давая закончить вопрос, отвечает: «Оправдаюсь! Выручал, помогал, доставал, хоронил, делился…» Есть у него та моральная ответственность, которая должна быть у каждого богатого, знаменитого человека. Пафосно звучит, но отражает человеческую суть большого артиста.

13–17 августа, 21.15, «Культура»

Спецпроект

Загружается, подождите ...