Москва
Москва
Петербург
200 минут с Олегом Табаковым

200 минут с Олегом Табаковым

К дню рождения мастера телеканал «Культура» покажет документальный цикл «В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах».

День рождения Олега Павловича приходится на самое неудачное для отмечаний время — 17 августа. В театре каникулы и полное затишье, и традиционные поздравления, конечно, перенесены на начало сезона. Зато на «Культуре», не откладывая в долгий ящик, покажут замечательный авторский документальный проект Анатолия Смелянского «В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах». О таком «явлении», как Табаков, в фильме рассказывает сам Смелянский (за кадром), а помогают ему друзья, ученики и коллеги — Евгений Миронов, Владимир Машков, Лия Ахеджакова, Сергей Юрский, Константин Райкин.

«Я, конечно, сочинил немного ернический текст, зная, что Табаков не обидится, — признается автор. — Но на всякий случай показал ему фильм до эфира. Он просмотрел все, а после финала последней серии говорит: “Ну, Толяш, тут уж посмертное…” В ответ на это, зная, что он ньюсмейкер — любитель раздавать интервью, — я посоветовал с полгодика не общаться с журналистами, чтобы не испортить это впечатление».

«В поисках радости» — название коронного табаковского спектакля, поставленного 55 лет назад в «Современнике» Олегом Ефремовым по пьесе начинающего Виктора Розова. Но Смелянский, несомненно, имел в виду и то, что Табаков — мальчик, рожденный для радости и успеха. К тому же обладающий редким даром — «заговаривать» на эти успех и радость самого себя. Многие ведь считают, что Олег Павлович — хвастун. На самом деле Смелянского всегда поражало табаковское стремление даже в самых тяжелых жизненных ситуациях доказать всем и каждому, что все у него о’кей, все отлично. И судьба, словно спохватившись, в ответ мгновенно поворачивалась к нему лицом. Автор умудрился не впасть в елейно-восхваляющий тон и избежал даже намека на подобострастие. Наоборот, он умело подначивает собеседника и, казалось бы, без всяких усилий провоцирует на такие признания, которые, возможно, Табаков и не сделал бы в иной ситуации. Вроде просто вспоминает о детстве, предках, годах учебы, первых актерских опытах… Но в результате — из бытовых и, казалось бы, проходных мелочей, словно пазл, складывается философская картина эпохи с рассказом о полувековой истории театра, о его развитии, прошлом, настоящем и будущем, о причинах необыкновенной живучести табаковских героев и собственно их творца.

О том, как начиналась и завершалась эпоха шестидесятников, как складывалась судьба «Современника» и почему разошлись дороги его основателей. О рождении «Табакерки», ее актерах и репертуаре. Ну и о природе мхатовского искусства, естественно. Свою задачу «кризисного менеджера» (как он сам себя называет) Табаков определяет словами Лоуренса Оливье, руководившего Национальным театром: «Подыскать для каждого кресла подходящую “пятую точку”». И очень гордится стопроцентным заполнением всех трех залов Художественного театра. Под финал Смелянский спросил: «Олег, ну вот ты отменил в своем театре худсовет и правление, а ведь там, наверху, может быть, подобная инстанция сохранилась. Представь, сидят Константин Сергеевич Станиславский, Женя Евстигнеев и вообще все, с кем ты работал…» И вдруг он, не давая закончить вопрос, отвечает: «Оправдаюсь! Выручал, помогал, доставал, хоронил, делился…» Есть у него та моральная ответственность, которая должна быть у каждого богатого, знаменитого человека. Пафосно звучит, но отражает человеческую суть большого артиста.

13–17 августа, 21.15, «Культура»

10 августа 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация