Каменная башка | Кино | Time Out

Каменная башка

Василий Степанов   15 сентября 2008
2 мин
Каменная башка
Монументальная история одной борьбы

Страшный, как смерть, и могучий, как скала, боксер Егор Головин (Валуев), он же Каменная Башка, потерял вследствие автокатастрофы девушку Катю и трезвость рассудка и влачит теперь жалкое существование спортивного пенсионера. С невыносимым хрустом он ест залитый молоком «доширак», расхаживает по улицам хмурого города, накинув поверх кенгурухи дизайнерского вида ватник, нарезает по привычке круги на стадионе (почему-то велосипедном) и иногда заходит в спортзал, чтобы поглядеть, как на ринге мутузят друг друга начинающие остолопы. За канаты не лезет — доктора не велят. Из ушей Башки время от времени течет кровь. Впрочем, на пенсии быть ему недолго. Задолжавший всем и вся Директор (Кищенко), решает во что бы то ни стало вернуть своего легендарного бойца на ринг. Придать Башке решимости должна нанятая Директором молодуха Таня (Фандера), в которой боксер вдруг распознал свою погибшую любовь. Начнем с удивительного: после просмотра «Каменной башки» возникает стойкое желание пожать руку режиссеру Филиппу Янковскому. Автор продолжает снимать кино о мире, в ко- тором безумствовал «Меченосец», но на сей раз добивается явно положительного результата. Не нокаут, конечно, но по очкам точно победа. Обжившись в придуманном для «Меченосца» вычурном и мертвом пространстве (заброшенные заводы и свинцовые волны, промозглые постсоветские улицы и редкие прохожие в черных кожанках), Янковский не без помощи сценаристов протягивает ниточки к прошлой картине и приспосабливает этот пейзаж к подходящему жанру — нуару. Криминал, предательство, любовь. Фильм «Каменная башка» до ужаса прост, но в нем слышится мычание высокой трагедии — кажется, именно такую историю о борьбе должен был написать по заказу продюсера Липника Бартон Финк. Спорта здесь не больше, чем, скажем, в «Городе и ночи» Жюля Дассена. А боксер Валуев в главной роли блистает так же, как великий рестлер Збышко блистал у Дассена в роли второстепенной. На весь фильм всего одна схватка (кстати, прямо указывающая «Ночь и город» в качестве источника вдохновения), но язык не повернется сказать, что в «Каменной башке» не на что смотреть. Это чудо-киногении в действии: Валуев ест, тренируется, стучит головой о стену, бегает вокруг грузовика с игровым ав- томатом на плечах, несет чепуху, сиротливо прижавшись к Оксане Фандере, говорит «батя» и улыбается — оторвать взгляд невозможно.