Москва
Москва
Петербург
Авиньонский фестиваль: перформансы

Авиньонский фестиваль: перформансы

Сценографы и художники со всего мира показали свои фантазии — непонятные, но красивые.

 

Художественный руководитель Авиньонского фестиваля этого года Саймон МакБерни сам отменный сценограф, любящий поиграть с пространством. Видимо поэтому в афише 2012 года много спектаклей, поставленных художниками. Южноафриканец Уильям Кентридж, большая выставка которого недавно прошла в Москве, придумал вместе с ученым-физиком Петером Галисоном представление «Отрицание времени» (Refuse the hour), где многое строится на общении человека на сцене с экраном, на котором изображение идет в режиме обратной перемотки. Маленькую выставку своих объектов, где задуманный конкретный образ или портрет можно увидеть в какой-нибудь «ветвистой» железяке лишь с определенного ракурса, он тоже привез в Авиньон.

Итальянец Ромео Кастеллуччи завсегдатай этого, и не только этого фестиваля. Москвичи его тоже видели не раз. Прорваться через толпу жаждущих «лишнего билетика» на его перформанс «Четыре сезона» было не просто. Такого зрительского ажиотажа в 2012 году ни один спектакль не вызвал. Обещано было зрелище по мотивам истории картин Марка Ротко в нью-йоркском ресторане «Четыре сезона». Однако на сцене и помина о Ротко не было. Десять юных дев, будто сошедших с бытовых полотен малых голландцев по очереди с гримасами не поддельного страдания отрезали себе языки и бросали их на белоснежный пол. Два черных терьера с удовольствием подъели неожиданное лакомство. Девушки как ни в чем не бывало продекламировали некие духовные тексты. Потом из клубка тел по одной «рождалась» каждая. С нее снимали платье, и она удалялась в мир (за кулисы) обнаженная. Самая завораживающая картина возникла под финал: между двух прозрачных занавесей закрутились в два смерча черные перья, втягивая зрительское внимание как в черные дыры. «Что это было?» и «Причем тут Ротко» — самые частые вопросы, которые задавали друг другу зрители. Причем некоторые недоуменно, а некоторые восторженно. Для меня, признаться смысл остался не внятен, но местами было очень красиво.

Шведский сценограф Маркус Орн (Markus Ohrn) молод и известен пока в Скандинавии. А вошедшая в афишу Авиньона «История любви» — и вовсе его режиссерский дебют. Он собрал компанию актеров из Швеции, Финляндии и Германии, чтобы попытаться осмыслить, как могла в благополучной Австрии приключится история «папы Фритцля». Мужик много лет. Держал в подвале собственную д©Christophe Raynaud de Lageочь, с которой прижил двух детей, выросших в том же подвале, белого света не видя. В спектакле Орна сцена двухэтажная: наверху пустоватая квартирка мужика средних лет, где он играет в семью с куклами в человеческий рост. Нижний уровень затянут мутным толстым полиэтиленом. За ним и обнаруживается «подвал», куда мужик спускается с шахтерским фонарем во лбу. По-началу зрители видят только след луча от фонаря на мутной перегородке, но потом на верхнем этаже возникают два экрана, на которые транслируется происходящее внутри. Здесь Папа играет в семью уже с живыми игрушками. Три молодых актера играют: привычно, лениво, по заказу соблазняющую Папу дочь, безвольного верзилу, думающего только о еде и вертлявого «малыша» в подгузнике. Папа возомнил себя создателем идеального мира, который для сотворенного им человечества есть и свет, и слово, и пища. Но в отличии от Создателя, давшего каждому человеку свободу воли, Папа своим творениям и намека ни на какую свободу не дал. Его рабы пребывают либо в апатии, либо в разврате, а «малыш» давно задумал занять папино место. Но из своего подвала никто даже не пытается вырваться. Игры, в которые играет все «семейство» — зрелище тягостное и долгое, пытающееся передать залу атмосферу тягостного и долгого рабского существования изо дня в день. Не все зрители согласились его вытерпеть все отведенные три часа, но те, кто «дожил» до финала аплодировали жарко.

 

24 июля 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Авиньонский фестиваль

Авиньонский фестиваль

Завершившийся в Авиньоне 66-й международный театральный фестиваль представил сразу несколько будущих хитов своих московских аналогов.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация