Москва
Москва
Петербург
«Мастер и Маргарита» на фестивале в Авиньоне

«Мастер и Маргарита» на фестивале в Авиньоне

Критик «Time Out Москва» Елена Груева об открытии самого крупного европейского театрального фестиваля — прямо с места событий.

66-й международный самый крупный в Европе театральный фестиваль в маленьком средневековом городе Авиньон на юге Франции открылся колоссальной постановкой английского режиссера Саймона МакБерни романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Под открытым ночным звездным небом во дворе Папского дворца около 5 тысяч зрителей накрывало мощными видео-волнами: то старинные стены окружающих двор соборов вдруг открывались галереей высоких арочных окон будто бы дворца Пилата с видами окрестностей Иерусалима, то все пространство превращалось в 3D карту Москвы, то сами стены рушились с грохотом, оставляя публику плавать между звездами.

Русского зрителя удивляли не только потрясающие видео-эффекты, но и собственно интерпретация романа. Никакого романтического флера перед взглядом режиссера на Мастера, Маргариту и даже Иешуа. Они — плоть от плоти суетного, мелочного мира людей. Забывший свое настоящее имя верзила-истерик просит обитателей сумасшедшего дома называть его Мастером, потому что помнит, что так его называла любовница Маргарита. Имя своей жены припоминает с трудом: Маша или Варя. Появления своего текста о Пилате и Ганоцри, который считает источником всех бед, оправдывает тем, что работал в музее и начитался книг на разных языках. Крепко сбитый раздраженный Пилат появляется в белом сталинском кителе с красным подбоем (для сравнения над сценой появляется парадный портрет усатого). Дистрофической худобы Иешуа дрожит перед ним совершенно нагой, исполосованный шрамами от плетей и кровоподтеками от побоев. Мелкая Маргарита с пышным бюстом и задницей, обтянутыми «маленьким черным платьем», семенит на высоких каблуках, льнет к своему непутевому любовнику, обещает бросить мужа и сорванным голосом проклинает литературных критиков. Нет в них и грана надмирности, особой духовной мощи, которыми наделяем их мы. Нечистая сила тоже мелковата. Профессор Воланд и присные больше похожи на компанию шарлатанов. Фокусы в варьете ограничиваются раздеваниями, а бал сатаны больше похож на собрание попрошаек типа «сами мы не местные». Фокусы, которые устраивает сам режиссер, уж точно покруче будут… Самое любопытное, что Воланда играют по-очереди то исполнитель роли Мастера, то — Иешуа. Им достаточно просто запахнуться черным пальто и надеть черные очки. Нечистый в нас самих…

И все же… Эти ничем не выдающиеся людишки осмеливаются любить самозабвенно. Этот вздрагивающий от любого болезненного прикосновения голый Иешуа стремится обнять измученного вседозволенностью прокуратора. И многотысячный зал устроил им благодарную овацию.

Постановки «Мастера и Маргариты» в Москве

Янош Сас в МХТ им. Чехова
Сергей Алдонин в театре им. М. Булгакова
Юрий Любимов в театре на Таганке

Фото © Robbie Jack

12 июля 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация