Умники | Кино | Time Out

Умники

  7 июля 2008
2 мин
Умники
Несколько дней из жизни американской интеллигенции.

Несолидно упрекать фильм в том, что все его персонажи — неприятные снобы: такая претензия больше говорит о комплексах рецензента, чем о качествах кино. Но с «Умниками» иначе нельзя: и режиссер, и актеры тут испытывают очевидный кайф оттого, что всеми своими талантами оправдывают этих высоколобых хмырей. Больше всех задается Лоренс Везерхол (Куэйд), стареющий профессор, лениво читающий историю литературы во второразрядном американском университете. На своих студентов Везерхол не смотрит, а с коллегами разговаривает как с полотерами. При этом гордиться-то Лоренсу особо нечем: его книгу по истории критики никто не публикует, а шмотки он покупает в ближайшем секонд-хенде. На втором месте -профессорская дочка Ванесса (Пейдж), восходящая звезда молодежного движения «Юные республиканцы». На стене у Ванессы — портрет Рейгана, в сумке — брошюры «Исследование стволовых клеток — неправильный выбор!», и ее только что приняли в Стэнфорд. Когда настроение девочки улучшается, она обращается к окружающим с одним вопросом: «А каково это — быть дураком?». Впрочем, интеллектуальная элита усваивает, что валять дурака, наливаться пивом и курить косяки — весело. Этому ее обучает профессорский сводный брат, который чуть ли не гей и вообще позор семьи (Черч).

В общем, сам фильм не то чтобы претенциозен или скучен, просто удивительно похож на своего героя. Каждая реплика придумана с расчетом на овации в Санденсе. При этом «Умники» делают вид, что не знают о существовании своего сводного брата, кинокартины «Вундеркинды» (2000), где такого же бородатого профессора играл Майкл Дуглас. Актерский состав хотя бы частично, но спасает фильм: Черч и Пейдж уже возвестили о себе во время недавних оскаровских гонок, а то, как Куэйд преподносит мизантропию своего героя, — это вообще эталонная модель сдержанной ненависти ко всему свету. Зачет!