«Я не воспринимаю молодых художников как детей»
Открывается III Московская международная биеннале молодого искусства. Впервые в истории выставки ее главным куратором стала иностранка.

— Как ваша юность повлияла на ваш жизненный путь?

— О, моя юность сыграла определенную роль в том, что сейчас я стала куратором молодежной биеннале: свои первые выставки я начала делать, когда жила в 1990-х годах в Ленинграде, изучая русское неофициальное искусство.

— Откуда название выставки — «Под солнцем из мишуры»?

— Эта фраза взята из песни «Cinnamon Garden» британской анархо-панк-группы 1980-х Poison Girls. Любая биеннале — это некий обзор того, что происходит в мире, и мне не хотелось задавать названием какие-то жесткие рамки или тему. Для меня эта фраза — метафора того, что реальность, в которой мы живем, уже кем-то сконструирована и на нее имеется множество взглядов, а молодое поколение лишь высказывает свое отношение к ней.

— Есть ли специфика у «молодого» искусства?

— Искусство нельзя делить по возрасту, полу, этническим признакам. Но имеет смысл делать такие проекты, как молодежная биеннале, не только в России, но и в мире в целом, потому что очень сложно в двух словах описать то, чем занимается молодое поколение. Сегодня по причинам глобального капитализма условия жизни похожи — и в политическом плане, и в плане развития искусства, виртуальности и т. д., поэтому в биеннале принимают участие художники из Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Европы и США.

— Из чего будет состоять биеннале?

Основной проект будет показан в ЦДХ и его окрестностях и в Парке Горького. Другая важная часть — «стратегический проект», который курирует Елена Селина, — разместится в ГЦСИ и ММСИ. И 17 выставок вошли в специальную программу. Система современного искусства является элитной, и это, конечно, система исключения, а не включения художников в выставочную жизнь, вопрос «выбора» художника куратором. И Биеннале в том числе дает возможность молодым авторам получить опыт участия в большой выставке.

— Не боитесь ли вы конфликта поколений? Ведь кажется естественным, что «молодое искусство» должны показывать молодые кураторы.

— Я не воспринимаю молодых художников как детей, я общаюсь с ними на равных…

— Но они могут видеть вас слишком взрослой! 

— Могут! Но мне кажется, что перед кураторским или креативным процессом не стоит вопрос поколений. И это важно для биеннале как образовательной площадки пригласить к управлению более опытного человека, который мог бы стать в некотором роде наставником.

Спецпроект

Загружается, подождите ...