Москва
Москва
Петербург
Молодые и наглые

Молодые и наглые

Как сказать новое слово в искусстве и при этом стать богатым и знаменитым?
По официальной версии молодым художником считается персона, не достигшая тридцати пяти годков. В советские времена в «молодежке» мог состоять процветающий бородатый монументалист, обремененный несколькими семьями, дачей, квартирой, мастерской и большими заказами. И чувствовал себя при этом вполне уютно — геронтократы из «большого» Союза художников как-то потворствовали умеренным безобразиям молодежи в надежде на то, что нынешние хулиганы вырастут, перебесятся, станут настоящими художниками. Так оно и происходило вплоть до 1987 года, когда в результате нахлынувшей перестройки и гласности состоялась знаменитая 17-я Выставка молодых художников, от которой бедные соцреалисты пришли в ужас. А участники ее в одночасье стали знаменитыми — а некоторые и обогатились неслыханно, поскольку наступил «русский бум», когда все советское возбужденные иностранные покупатели мели метлой. Но после падения советской власти закончился и русский бум. Настали девяностые — веселые, но голодные. Совершенно дикий капитализм, без рынка и грантов. Многие в те времена удалились в более перспективные области, нежели искусство, а галеристы, критики и кураторы хором плакались, что молодых сил никак не прибавляется.

В начале нулевых, когда начал понемногу расти рынок, а новые галереи стали расти как грибы, случился настоящий ажиотаж. Молодых начали вылавливать по разным офисам и дизайнерским бюро — и чуть ли не силой загонять в галереи. Необычное явление, так не бывает. В нормальных условиях молодому художнику приходится долго и тоскливо бродить со своим CV по галереям, заискивать перед кураторами, кокетничать с критиками и расстилаться перед коллекционерами. Есть, конечно, и более эффективная стратегия — согнать всех этих заплесневелых старцев с мраморных пьедесталов, да и взять дело в свои руки. Но до этого пока не дошло, молодежи в последнее время прибывает много, но никто никого низвергатьне собирается.Да и сами титаны сетуют на то, что как-то скучно стало жить, никто не сбрасывает с «кораблей современности».

Широкие массы прознали, что на новое искусство пролился золотой дождь — и начали инсталляции и прочие видеопроекты сочинять. А старшие товарищи никак не найдут случая рассказать, сколь неказиста жизнь молодого художника (да и немолодого тоже). Бравым ребятам и девчатам, которые сегодня с пылом обсуждают результаты продаж на аукционах «Сотби» и «Кристи», скорее всего, придется долго скитаться по сквотам и питаться полезной овсянкой. Никакой справедливости и демократии. И, что самое печальное, никакой надежды на лучшее будущее. Во всем мире такова тяжелая судьба молодого художника, если он не владеет никакой полезной профессией вроде дворника или вебдизайнера. Кстати, и возраст тут не самое главное — в ультрарадикальном объединении «Союз молодежи», существовавшем в 1910—1913 годах, состоял и Казимир Малевич, которому тогда было за сорок. Тот самый, что непрерывно открывал новые миры, а прожил всю жизнь в нищете. Но мы ведь такого не допустим!


Еще ссылки по теме:
Гид по биеннале «Стой! Кто идет?»
Новые галереи Москвы
Нажиться на искусстве ВЛАДИМИР ЛОГУТОВ, 27 лет (Самара)
Отличный пример провинциала нового типа. Сначала стал звездой в Самаре, по месту жительства. Потом поразил москвичей высоким качеством и монументальностью своего видео, куратор Евгения Кикодзе пригласила его в проект «Урбанистический формализм», который показывался сначала в рамках некоммерческой программы арт-ярмарки «Арт Базель Майами Бич» и во время 2-й Московской биеннале. Живет в основном в Саратове — так привычней и дешевле.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Не хочу отвечать на этот вопрос.

Что вас кормит?

Искусство.

Что такое искусство?

Я стараюсь не определять для себя это вербально. Искусством может стать все, так же как и все — не может быть искусством.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Очень странный вопрос. Я работаю интуитивно, у меня нет бизнес-плана.


АНДРЕЙ БЛОХИН И ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ, 20 лет и 22 года (Краснодар)
На своей первой большой выставке в галерее «M’АРС» студенты Краснодарской художественно-промышленной академии продемонстрировали настоящий парад интерактивных аттракционов. Проблемы постиндустриального общества и неуправляемый технический прогресс художники упаковали в эффектные и— большая редкость для нашего искусства — разнообразные визуальные формы.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Андрей: Лучший фильтр актуального искусства — это время. У нас даже такой проект есть — «Best Before». Возможно, у современного искусства есть свой срок годности. Мы исследуем его долговечность. А смысла кого-то сбрасывать за борт нет, главное, чтобы капитаны были нормальные.

Георгий: Художники всегда индивидуалисты и вряд ли согласились бы плыть одной дружной командой на «корабле современности». Хотя корабль плывет к берегам тотальной глобализации, он настолько велик, что мест на веслах хватит даже безбилетникам.

Что вас кормит?

Георгий: На плаву нас держит подкожный жир. Андрей: У нас отличная байдарка и хороший генофонд.

Что такое искусство?

Андрей: Умение говорить предложениями и иметь для этого словарный запас…

Георгий: Духовный эксгибиционизм.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сейчас сложно судить о конкретных цифрах. Сегодня наши работы стоят всего нашего времени и эмоций. Завтра, надеемся, у нас будет еще больше сил для этого.


КИРИЛЛ ШАМАНОВ, 32 года (Петербург)
На деньги «Фонда Форда» выпустил на Монетном дворе две серии металлических денег — «УЕ — единая валюта СНГ» и «0 рублей. Краеугольный камень российской экономики». Художник очень ученый — ведет курс «Хакинг и кракинг информационного общества» на журфаке СпбГУ. В рамках Биеннале молодых художников продвигает «Гоп-арт», основанный на эстетике рабочих окраин.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Полгода назад я бы убежденно сказал — Михаила Швыдкого, но его уже услали моими молитвами. В Москве «скинул» бы псевдоконцептуалистскую бюрократию, слипшуюся с псевдолевыми политическими арт-порнографами. Люди 70—80-х должны уйти из современного искусства, занять более подобающее им место в музеях, остальные — подвинуться.

Что вас кормит?

Преподаю в СПбГУ и международных институциях, периодически продаю работы — в основном монеты, периодичность продаж и их стоимость удваиваются год от года.

Что такое искусство?

Мое искусство — это, прежде всего, мифотворчество, нахождение «слабого звена», «белого пятна» в культуре и семантический взлом ситуации через манипулирование контекстами и возникающими смыслами.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Поскольку большинство моих работ тиражные, то по отдельности они стоят недорого, но в совокупности получается неплохо. Сейчас с одной из московских галерей работаю над проектом серии «Монетизация» для Европы, проект будет представлен осенью в Москве, возможно, на Премии Кандинского, стоить будет дорого.


ИВАН ПЛЮЩ, 27 лет (Петербург)
Обитатель петербургского «Сквота непокоренных», представитель нового поколения с гордым названием Young Petersburg’s Artists, по образованию художник-монументалист, современному искусству обучался в Петербургскомфонде культуры и искусств «Институт Про Арте». В поисках собственного стиля колеблется между самыми разными художественными направлениями. Сотрудничает с московской галереей «АРТСтрелка projects», специализирующейся на молодых, не имеющих коммерческих перспектив художниках.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Я, пожалуй бы, никого не сбросил, даже искусство ради денег, что, на мой взгляд, больше всего противоречит идее искусства. Любое произведение, находясь рядом с другими, контрастируя с ними, не мешает, а дополняет картину происходящего. Негативное влияние на современное искусство оказывает откровенный плагиат с зарубежных художников.

Что вас кормит?

Продажей картин, временами — росписями. Раньше где только не работал — и на автостоянках сторожем, и в игровых автоматах, лепку красил.

Что такое искусство?

Искусство — это волшебство.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Мои картины среднего размера стоят около ста тысяч, объекты и инсталляции — в зависимости от конкретного произведения. В дальнейшем надеюсь больше успевать и, конечно, меньше отвлекаться на финансовые проблемы. А главное — чтоб мир волшебства не исчезал из моей жизни.


ВАЛЕРИЙ УЛЫМОВ, 27 лет (Москва)
Редкий среди молодых художников вид — настоящий профессиональный живописец. Автор гиперреалистических картин, недавний аспирант Суриковского института, ученик Айдан Салаховой, сразу, с первой же выставки, попал в лучшую московскую галерею — «XL», в компанию всех отечественных звезд, а оттуда — в самые серьезные московские частные коллекции. Надежды на блестящее продолжение внушает не только виртуозное исполнение, но и ощутимый оттенок абсурда в тщательно выписанных полотнах.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Я бы «утопил» современного художника Никаса Сафронова. Неоправданная претенциозность, неумелое подражание Дали.

Что вас кормит?

Кормят руки: продажа картин через галереи + заказы.

Что такое искусство?

Обман.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня — денежный эквивалент, завтра — неприкосновенный музейный экспонат.


ДИАНА МАЧУЛИНА, 27 лет (Москва)
Девушка решительная — устраивала перформансы во время суда над организаторами выставки «Осторожно — религия». Тусовалась с крайними радикалами, потом попала в конюшню самой роскошной московской галереи Stella. Участвовала в основном проекте 2-й Московской биеннале. После преобразования Stella в некоммерческий фонд перешла к Гельману. Сегодня делает большие псевдореалистические холсты, на каждом из которых можно найти липучку для мух.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Это плавсредство полностью автоматизировано и не нуждается во вмешательстве.

Что вас кормит?

Меня кормит ресторан японской домашней кухни, но больше всего я люблю мамино картофельное пюре. Предпочитаю твердо стоять на земле.

Что такое искусство?

То, ради чего стоит жить.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

От 4000 евро за килограмм. Хочу, чтобы мои высказывания всегда были весомыми и стоящими.


ЕВГЕНИЙ МЕДВЕДЕВ МА, 32 года (Петербург)
Продолжатель старинной петербургско-ленинградской традиции объединения под одной совершенно не съезжающей крышей эпатажного богемного образа и рациональных технологий: с 2002-го он успел поучаствовать в 30 выставках, вместе с Кириллом Шамановым преподает в фотошколе. Реставратор по специальности, занимается черно-белой фотографией, сложными ручными техниками печати. Участвовал в проектах Государственного центра фотографии, учился современному искусству в «Про Арте».

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Себя бы я сбросил, конечно, надоело в нем!

Что вас кормит?

Меня кормят друзья, меня кормят из-за границы. Так и держусь без денег.

Что такое искусство?

Специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня к 11 дня оно стоит, к примеру, обед и ужин, завтра я хотел бы поехать за счет него в Рим.


ХАИМ СОКОЛ, 34 года (Иерусалим — Москва)
Лиричный наследник традиции московского концептуализма, уроженец Архангельска, закончил Иерусалимский университет и Московский институт проблем современного искусства. Из материальных обрывков чужой памяти, найденного на помойке хлама — листов ржавого железа, покореженных водосточных труб, травмированных игрушек, писем — создает печальные инсталляции. Перебравшись пару лет назад в Москву из Израиля, стал первооткрывателем сквота и участником выставок в Хохловском переулке, показывал свои инсталляции в галерее «АРТСтрелка projects».

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Из крупных имен в художественном мире я бы никого сбрасывать не стал. А плохих художников очень много, их подавляющее большинство. Но они сами со временем отсеются, это неизбежно.

Что вас кормит?

«Волка ноги кормят». Я работаю фрилансером. Пишу арт-обозрения для журналов и интернет-СМИ.

Что такое искусство?

Побуждение смыслов.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Сегодня мое искусство стоит в пределах 10 000 евро — это максимум. В будущем меня интересует в первую очередь нормальная профессиональная деятельность: регулярные выставки, продажи и т. д.


АРТ-ГРУППА «ВОЙНА» (Москва)
Группа «Война» начала с того, что закидала живыми кошками «Макдоналдс» в 2007 году, потом устроила шикарные поминки по Дмитрию Александровичу Пригову прямо в вагоне метро. Но прославилась своим политико-порнографическим перформансом в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Надежду Толоконникову с маленьким ребенком выгнала из дома собственная мать, но некоторых участников перформанса не изгнали с философского факультета МГУ. Состав группы — непостоянный, идеологи — Петр Верзилов, Олег Воротников и Наталья Сокол.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Все хорошие, все заслужили.

Что вас кормит?

Что спи*дишь, то и поешь. Поселяемся в выставочных залах, где наши выставки проходят. Сейчас живем на «Фабрике», на выставке «Политика на улицах».

Что такое искусство?

Беспонтовый *банизм.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

Ничего не стоит и не будет стоить. Это подарок.


ИЛЬЯ ТРУШЕВСКИЙ, 26 лет (Москва)
Самый активный художник нового поколения, любимец кураторов, критиков и коллег, по первой профессии физик, объявлен «звездой» и «надеждой» нашего молодого искусства. Перебравшись в Москву, учился в Институте проблем современного искусства, стажировался в Париже, жил и выставлялся в сквоте в Хохловском переулке, номинант — пока, увы, не лауреат— всех возможных премий. Строит, соединяя промышленные и органические материалы, все более масштабные инсталляции с серьезным историческим, политическим, философским подтекстом.

Кого вы сбросили бы с «корабля современности»?

Художественное пространство у нас и так маленькое, его нужно расширять, тогда никто и не упадет.

Что вас кормит?

Держусь с трудом. Уже полтора года ничем кроме искусства не занимаюсь. Зато у меня много свободного времени.

Что такое искусство?

Самое сложное и интересное, чем я могу сейчас заниматься.

Сколько стоят ваши работы сегодня и чего вы хотите от них завтра?

То, что я делаю сегодня, у нас могут купить всего несколько институций, поэтому цены сильно разнятся. В любом случае на жизнь не хватает. Сложно загадывать больше чем на пару месяцев вперед, а в музеи художники попадают не сразу, а через 20 лет. От завтрашнего дня хочется получить что-то такое, чего я не могу получить сегодня.


Еще ссылки по теме:
Гид по биеннале «Стой! Кто идет?»
Новые галереи Москвы
Нажиться на искусстве
30 июня 2008,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация