Женитьба | Театр | Time Out

Женитьба

  8 февраля 2008
3 мин
Валерий Фокин поставил актеров на коньки, а сцену превратил в каток. Но это совсем не дань моде, а режиссерская концепция

Герои гоголевской «Женитьбы» в спектакле Александринского театра рассекают на коньках с таким мастерством, что героям какого-нибудь шоу «Звезды на льду» хочется посоветовать вернуться к повседневным делам. Режиссер Валерий Фокин проявил себя дальновидным стратегом: учиться выписывать пируэты на льду его актеры начали, когда массовая любовь к фигурному катанию только зарождалась. Зато теперь такой прием вызывает восторг публики и негодование высоколобых критиков, которые считают это потаканием вкусам. А зрители принимают с восторгом не только коньки, но и весь спектакль целиком, потому что постановка оказалась неожиданной: несмотря на достаточно желчный юмор, герои — живые люди, а не ходячие манекены, как в предыдущих спектаклях режиссера. Да и по своему хулиганскому духу «Женитьба» более близка молодежи.

Гоголевский анекдот про незадачливого жениха, выигравшего кастинг среди других претендентов на руку засидевшейся невесты, оказывается историей про удачливого пиарщика. Главный герой Подколесин в исполнении Игоря Волкова похож на Обломова — одетый в байковый халат и шерстяные носки, он проводит свою жизнь на уютном диване, укрывшись пледом. По отношению к жизни Подколесин испытывает вялую ипохондрию, а размышления о женитьбе его прельщают больше, чем сам факт брака. Но в эту размеренность врывается инфернальный тип Кочкарев — циник и холерик, способный воплотить в жизнь любую фантастическую идею: например, женить своего анемичного друга. И применяет он для этого способы, хорошо знакомые современным пиарщикам: изучив недостатки конкурентов, внушает клиенту, то есть невесте Агафье Тихоновне, что его подопечный — лучший вариант. Делает он это по наитию, и сам процесс увлекает его больше цели. Дмитрия Лысенкова, играющего Кочкарева, несколько сезонов подряд называли молодым и перспективным актером. Теперь с уверенностью можно сказать — молодой и уже состоявшийся. В «Женитьбе» он не единственный, кто привлекает внимание своей исполнительской манерой. Павел Юринов, Валентин Захаров, Андрей Матюков — в ролях неудачливых женихов. Осанистый Яичница (Юринов), манерно-утонченный Анучкин (Матюков) и покалеченный на войне Жевакин (Юринов) — каждый образ сначала кажется карикатурой, но потом вдруг оказывается психологически убедительным. Самая смешная сцена — смотрины на катке. Вот тут «стиль катания» с головой выдает каждого претендента. Кочкарев катается так, как будто его настоящая фамилия — Ягудин, а Подколесин смотрится настоящей «коровой на льду», не способной сделать пару шагов. Агафья Тихоновна (Юлия Марченко) нарезает круги с таким остервенением, словно претендует на олимпийское золото. Поэтому и влюбляется она совсем не в того, в кого следует. В кого именно — неожиданный ход, который заранее раскрывать ни к чему. Но черный пиар делает свое дело: жениха она выбирает явно по чужому расчету. А вот оправдан ли рассудочный выбор — ответ в финале спектакля. Сам же режиссер от рассудочности отказался — и выиграл.