ММКФ-2008: обсмотреться! | Кино | Time Out

ММКФ-2008: обсмотреться!

  16 июня 2008
13 мин
ММКФ-2008: обсмотреться!
Картины, которые есть шанс посмотреть только на фестивале с 19 по 28 июня.

ММКФ — что-то вроде колонки нашей Сони на последней странице: все ругают, но при этом все читают. А прочитав, с нетерпением ждут новой, чтобы сравнить с предыдущей. ММКФ интересуются все. Интересуются программой, составом жюри, специальными гостями. Даже те, кто туда не ходит, и те сплетничают.

Потому что ММКФ — это то, в чем мы ходим. Что обсуждаем, как нижнее белье, ровно потому, что мы его, в конце концов, носим.И дело не в том, на уровне мы или не на уровне всяких там Канн, Венеций и Берлина. Дело в том, что у нас должно быть что-то свое. Москва ж — «сталица мира», и тут важно не ударить в грязь лицом и выглядеть достойно. Поэтому мы так ревниво изучаем списки гостей и гадаем, как в этом, к примеру, году, приедет или не приедет Такеши Китано на собственную ретроспективу и обещанный мастер-класс во ВГИКе. Появятся Шарлиз Терон и Уилл Смит на премьере «Хэнкока» или решат, что Москва — это недостаточно круто? Будут звезды в конкурсной программе или сплошные коты в мешке? Кому, наконец, выдаст главный приз жюри под председательством великолепной Лив Ульман?

Другими словами, ММКФ для нас — не просто фестиваль, а ежегодный «ЕГЭ», тест на преодоление комплекса провинциальности и способ самоидентификации. Как балет, ракеты, дураки и дороги.

Но как бы ММКФ ни критиковали, он обладает одним безусловным достоинством: как и колонки Сони, он выходит регулярно. Его всегда можно найти в одном и том же месте, в одно и то же время и уже в тридцатый раз.

Расписание ХХХ Московского международного кинофестиваля
Как менялся стиль звездных гостей ММКФ за 3 года

1. Хэллем Фоу. Hallam Foe
Реж. Дэвид Маккензи. Великобритания, 2007
История взросления застенчивого вуайериста Хэллема Фоу, который подозревает мачеху в убийстве своей мамы.Хэллем отправляется в Эдинбург, где работает в отеле, живет в мансарде над большими городскими часами, подсматривает за жизнью других и шантажирует начальника. Постепенно осознает, что все время был влюблен в собственную мать. Хэллема сыграл любимец британских домохозяек и маленьких девочек и при этом отличный актер Джейми Белл — тот самый мальчик-балерина из фильма Стивена Дэлдри «Билли Эллиот».

2. И пес пожрал пса. Dog Eat Dog
Реж. Карлос Морено. Колумбия, 2008
У босса колумбийского наркокартеля убивают любимого крестника, который должен был наследовать дело. Крестный папа, понятное дело, рвет и мечет и, чтобы отомстить, просит личную ведьму наложить на убийц проклятие. Вся беда в том, что убийцы — два бывших копа, которые сейчас и работают на наркокартель. Напряжение в кадре можно буквально резать ножом. Но лучше — занюхивать. Единственная надежда колумбийского кинематографа — первый за последние годы фильм, вышедший в большой прокат.

3. Больше Бена. Bigga than Ben
Реж. Сьюзи Хейлвуд. Великобритания, 2008
Английская экранизация романа наших соотечественников Сергея Сакина и Павла Тетерского. Два «подонка» с криминальными наклонностями отправляются в Лондон. Здесь они развратничают, воруют и мошенничают. В общем, делают все, что положено делать настоящему русскому туристу. В одной из главных ролей — Алексей Чадов. Интрига еще и в том, что права на экранизацию незаконно добыты и истинные владельцы прав обратятся в суд, чтобы хотя бы на территории России правда восторжествовала.

4. Меня здесь нет. I’m not There
Реж. Тодд Хейнс. США, 2007
Пожалуй, самый известный и титулованный фильм XXX ММКФ, номинированный в Америке на «Оскар» и собравший еще кучу призов.История жизни легендарного Боба Дилана, шесть ипостасей которого (Вуди Гэтри, актер, фолк-исполнитель, электро-бард, Артюр Рембо и Билли Кид) играют разные актеры. Дилана на пике славы и вовсе играет девушка — Кейт Бланшетт, которой удивительно идет роль мужчины.

5. Предчувствие любви. Ai no yokan
Реж. Масахиро Кобаяси. Япония, 2007
В средней школе происходит убийство — девочка убивает одноклассницу. Спустя какое-то время отец жертвы знакомится с матерью убийцы. Они оба понимают, что должны ненавидеть друг друга, но постепенно влюбляются все сильнее и сильнее, и вместе с этим меняются их взгляды на жизнь. Кинопритча на двоих, где режиссер Кобаяси исполнил роль отца.

6. Король пинг-понга. Ping-pong Kingen
Реж. Иенс Ионссон. Швеция, 2008
Жили-были два брата — один худой, другой толстый. Худому доставались красивые девочки, а толстому — пинг-понг. Как несложно догадаться, именно он и стал главным героем фильма. Не единственная история взросления и сложных внутрисемейных отношений на ММКФ, приправленная хорошей долей скандинавского абсурда. Полнометражный дебют одной из главных надежд шведского кино — Иенса Ионссона.

7. Почти девственница. Majdnem Szuz
Реж. Петер Бачо. Венгрия, 2008
Средней красоты и среднего достатка девушка Борока Арва на 18-летие получает небольшую кучу денег и решает наконец-то пожить «как люди». Для этого устраивает себе и бойфренду медовый месяц в роскошной гостинице. Когда деньги кончаются, она сначала переезжает в его хибару, а потом выходит на панель — потому что милый друг продал ее за «Харлей-Дэвидсон». Дальше будет падение на дно и путь наверх через любовь и курсы медсестер.

8. Чужая. Unrelated
Реж. Джоанна Хогг. Великобритания, 2007
Немолодая одинокая англичанка Анна, уверенная, что ее жизнь прошла мимо, получает последний шанс, отправляясь с друзьями в отпуск в Тоскану, где у нее завязываются отношения с тинейджером. Первый большой фильм Джоанны Хогг, которая, говорят, наследует самому Дереку Джармену — он был так ею очарован, что даже одолжил свою камеру для первой короткометражки.

9. Цветок в кармане. Flower in the Pocket
Реж. Лью Сен Тат. Малайзия, 2007
История о том, как два сорванца, растущие без матери и постоянно попадающие в переделки, наконец заставляют проявить к себе интерес их невнимательного папашки, круглые сутки занятого починкой манекенов. Фильм вполне соответствует наметившейся «новой волне» малайского кино: интересуется обыденностью, но при этом вполне дистанцированно. Если бы режиссер не занимался монтажом самостоятельно, а поручил более искусному коллеге, зритель был бы избавлен от нескольких бессмысленных сцен.

10. Девушка у озера. Ragazza del lago
Реж. Андреа Молайоли. Италия, 2007
Тихий провинциальный городок в шоке — убита молодая красавица Анна. Вызванный на место инспектор полиции начинает расследование и постепенно выясняет, что за каждым тихим фасадом может скрываться преступник. И сосед, и бывший бойфренд, и местный дурачок, и даже родной отец — у всех был мотив для убийства. Осложняют ситуацию и переживания самого инспектора, который представляет свою дочь на месте жертвы.

11. Элитный отряд. Tropa de Elite
Реж. Жозе Падилья. Бразилия, 2007
Накануне визита папы римского в Рио-де-Жанейро в 1997 году особый отряд полиции получает задание устранить наркодилеров, контролирующих трущобу неподалеку от резиденции понтифика. Однако капитан Насцименто, которому поручена операция, больше интересуется своим будущим ребенком, чем отстрелом бандитов. Фильм, который по количеству насилия можно сравнить с «Грязным Гарри» или «Жестоким полицейским», собрал хорошую кассу у себя дома.

12. Врезалось в память! Brand upon the brain!
Реж. Гай Мэдден. Канада, 2006
Немой черно-белый фильм, снятый как бы от лица самого Гая Мэддена. Он возвращается на остров, где провел детство в компании сестры и родителей, управлявших приютом. Воспоминания превращаются в фантасмагорическое расследование, которое ведут бывшие приютские дети Венди Чэнс. Они выясняют, что же за опыты ставил в подвале своего дома отец Гая. Закадровый текст читает Изабелла Росселлини.

13. Балласт. Ballast
Реж. Ланс Хэммер. США, 2008
В результате попытки двойного самоубийства, предпринятого братьями-афроамериканцами, один из них погибает, а второй попадает в больницу. После прохождения всех необходимых восстановительных процедур выживший парень перебирается к бывшей жене своего брата, которую выгоняют с работы, в то время как ее сын-подросток входит во вкус к наркотикам и оружию. Барахтаясь в попытках помочь друг другу, эти вроде бы посторонние люди находят для себя новый смысл жизни. Убедительности этой непростой истории добавляет игра непрофессиональных актеров, набранных в районе дельты Миссисипи, где и происходили съемки.

14. Любимая. L’Aimee
Реж. Арно Деплешен. Франция, 2007
70-минутное домашнее видео Деплешена, которое тот записал для потомков, узнав, что его отец собирается продавать фамильный дом в Нор-Па-де-Кале на севере Франции. Не размениваясь по мелочам, режиссер пригласил Каролин Шампетье — оператора, которая работала еще с Годаром, и, пересмотрев несколько раз хичкоковское «Головокружение», снял завораживающую и психоаналитическую до отказа историю отношений своего отца с его собственной матерью (бабушкой режиссера), которую Деплешен почти не знал. Сигаретный дым, двойники, фотографии и, разумеется, портрет загадочной пропавшей женщины — в фильме все как полагается.

15. Полет красного шара. Le Voyage du ballon rouge
Реж. Хоу Сяосянь. Франция, 2007
Задерганная артистка кукольного театра Сюзанна, чтобы хоть немного разгрузиться, нанимает для своего сына Симона няньку — студентку киношколы родом с Тайваня. Вместе с ней мальчик отправляется в путешествие по Парижу вслед за красным воздушным шаром. Ниточки этого фильма, помимо классической короткометражки Альбера Лaмориса «Красный шар», тянутся к парижскому Музею д’Орсе, который частично спонсировал съемки. Здесь Симон вместе с другими малышами узнает о творчестве художника Феликса Валлоттона, которого тоже интересовали дети и красные шары.

16. Райские птицы
Реж. Роман Балаян. Украина, 2008
Темная лошадка от автора «Полетов во сне и наяву». По официальной информации, картина должна быть о душной атмосфере позднего «совка», диссидентах и поисках свободы. По инсайдерской — в ней есть отчаянный ход: один из персонажей то ли изобретает телепортатор, то ли выучивается самостоятельно летать по воздуху. Так или иначе, герой удирает из страны в Париж, где, очевидно, и обретает независимость.

17. Леди Джейн. Lady Jane
Реж. Робер Гедигян. Франция, 2008
Мюриэль, владелица бутика в Марселе, узнает по телефону, что похищен ее сын. Чтобы собрать выкуп, дамочка призывает на помощь старых приятелей, респектабельных буржуа Франсуа и Рене. Вскоре выяснится, что все трое в прошлом сами проворачивали темные делишки в составе одной банды и нынешнее похищение имеет к этому прямое отношение. Кино чем дальше, тем все более беспросветное, зато с несколькими оригинальными сценарными ходами.

18. Барселона (карта). Barcelona (un mapa)
Реж. Вентура Понс. Испания, 2007
Рамон, пожилой домовладелец в Барселоне, решает провести остаток дней вдвоем с женой и поэтому обходит всех своих жильцов, предлагая им собирать вещички. Как можно догадаться, для режиссера это в первую очередь предлог, чтобы персонажи поговорили друг с другом. К счастью, диалоги здесь выписаны мастерски. Слово предоставляется престарелому гею, учительнице французского с сыном-архитектором и молоденькой аргентинской поварихе, склонной к адюльтеру с квартиросдатчиками. Сам же хозяин несколько раз принаряжается в роскошные женские платья, пошитые, кажется, на Монтсеррат Кабалье.

19. Чудесный город. Wonderful Town
Реж. Адитья Ассарат. Таиланд, 2007
Возможна ли любовь после цунами? «Чудесный город» — это не лишенная вкуса драма из Таиланда, действие которой разворачивается где-то на побережье пережившего стихийное бедствие острова Пхукет. Помогая буквально по щепочке восстанавливать сильно пострадавший прибрежный город, архитектор из столицы и владелица отеля одновременно выстраивали что-то еще более хрупкое и неосязаемое — в отношениях друг с другом.

20. Озеро Тахо. Lake Tahoe
Реж. Фернандо Эмбке. Мексика, 2008
Шестнадцатилетний пацан разбивает отцовскую машину о телеграфный столб где-то на бесконечной дороге в никуда. Весь фильм парень будет искать детали к покореженному автомобилю и человека, который смог бы их к нему приладить. В ходе поисков ему встретятся на редкость комические персонажи: строгий механик с бульдогом, молоденькая мама-панкушка и фанат Брюса Ли. На первый взгляд — это только черная комедия с элементами слэпстика, но затем в ней обнаруживаются приметы мексиканского неореализма.

21. Жестокий полицейский. Sono otoko, kyоbо ni tsuki
Реж. Такеши Китано. Япония, 1989
Этот фильм изначально задумывался как комедия, и его должен был снимать другой режиссер, но Китано ловко перехватил инициативу и сделал свой первый фильм про свирепого полицейского, который отделывает плохих якудза. Редкая возможность посмотреть на большом экране и с хорошим звуком культовую учебную работу автора «Кукол» и «Затоичи», которую тот снимал, поначалу не зная даже, что оператор может средний план менять на общий или крупный.

22. Скрытые лица. Sakli Yuzler
Реж. Хандан Ипекчи. Турция, 2007.
Девочка влюбилась в мальчика, переспала с ним и забеременела. Обычная история — но только не в сельской Турции, где за подобным проступком следует не свадьба с танцами, а кровавая внутрисемейная разборка. Брату девушки, Исмаилу, поручают ее убить, но тот тайком переправляет родственницу в Германию — турецкий вариант земли обетованной. Проходит пять лет, но дядя девушки еще помнит о поруганной чести и хочет отомстить.Хандан Ипекчи — одна из немногих активных женщин-режиссеров в Турции, и внутрисемейные вопросы — ее конек.

23. Черный лед. Black Ice
Реж. Петри Котвика. Финляндия, 2007
Сара, женщина-врач средних лет, находит в гитарном кофре своего мужа упаковку презервативов, предназначенных явно не для их супружеского секса. Выяснить, что они покупались в расчете на ученицу супруга, было несложно, и Сара, придумав себе отвлекающую историю, знакомится и даже сближается с соперницей. Но чувство мести перевешивает даже ее латентный гомосексуализм и приводит к грубым нарушениям клятвы Гиппократа. Если вы смотрели фильмы финского мэтра Аки Каурисмяки, кое-какие лица вам покажутся знакомыми.

24. Спасай, кто может (жизнь). Sauve qui peut (la vie)
Реж. Жан-Люк Годар. Франция, 1980
История трех персонажей: режиссера с фамилией Годар, его коллеги, мечтающей уехать в деревню, чтобы писать романы на свежем воздухе, и публичной женщины, которая вырвалась в город из глубинки. Можно быть уверенным, что на этом показе в зале будут одни кинокритики, так что не упустите шанс задать лично те вопросы, которые вы задаете в кинофорумах. Или сказать пару слов тому парню, который все время спойлерит самые классные фильмы.

25. Молчание Лорны. Le Silence de Lorna
Реж.: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. Бельгия, 2008
Албанская иммигрантка в Бельгии Лорна с расчетом на натурализацию выходит замуж за местного парня, плотно сидящего на героине. В дальнейших планах гастарбайтерши уморить фиктивного супруга, симулировав передозировку, и выйти замуж за богатенького — теперь уже русского, чтобы тот получил гражданство. В какой-то момент сердце Лорны дрогнет, и она попытается спасти несчастного мужа, что русских мафиози, конечно же, не обрадует. На главную роль Дарденны выбрали актрису из Косово, которой есть что рассказать об албанцах, фиктивном гражданстве и небритых мужчинах с автоматами.

Ретроспективы ММКФ-2008

Джон Кассаветис. Великий неизвестный
В самом начале своей режиссерской карьеры Кассаветис практически в одиночку поднимал авторское кино в Штатах. Позднее его фильмы признали ключевыми для американского кинематографа и даже несколько раз выдвигали на «Оскар». Увидеть его «Лица» или «Тени» на большом экране — роскошный подарок для киноманов.

Социалистический авангардизм
В числе фильмов, включенных в программу соцавангарда, такие разные картины, как «Мольба» Тенгиза Абуладзе, «Аэроград» Александра Довженко и даже «Ленин в Польше» Сергея Юткевича. Несмотря на хронологический и концептуальный разброс, подборка все же впечатляющая: после трех-четырех сеансов сможете утереть нос вгиковскому киноведу-первокурснику.

Азиатский экстрим: Цай Минлян и Ли Каншэн
Тайваньского режиссера Цая Минляна столичные эстеты любят за фильмы «Капризное облако» и «Не хочу спать одна» — их как раз на ретроспективе не покажут. Его «экстрим» порой принимает причудливые формы, такие как вызолоченные волосы на известном месте у персонажа Ли Каншэна в «Облаке». Каншэн тоже будет на фестивале — в качестве «экстремального» режиссера.