Чистовик | Главное | Time Out
Главное

Чистовик

Владимир Ермилов   7 ноября 2007
3 мин
Чистовик
Сергей Лукьяненко написал "Чистовик" - вторую часть дилогии и гимн среднему классу.

Немного моральных терзаний, полторы капли самопожертвования, неконтролируемые паранормальные способности на гарнир и пара трупов — вот рецепт грядущего лидера продаж в жанре «русский парень с тоской во взоре наносит ответный удар».

В «Черновике», первой книге дилогии, главного героя долго и вдумчиво пинали коваными квантовыми сапогами тайные пришельцы из других миров. Потом он слегка размахнулся, чтобы дать сдачи, — тут книжка и закончилась. После этого Лукьяненко выпустил «Последний дозор», и мир «Черновика» как-то подзабылся.

Вторая часть, «Чистовик», сразу начинается с того, что бескомпромиссный Кирилл едет искать Главное Логово Злодеев. Этими поисками ему и предстоит заниматься на протяжении всей книги. Ближе к концу он откроет две внезапные истины. Первая: у настоящих злодеев не бывает логова. Вторая: настоящих злодеев не бывает. Просто так подобные истины не открываются. Для такого прозрения нужно пройти серьезный квест — с предательствами и примирениями, встречами и расставаниями, падением в водопад и умеренным количеством смертей. Иными словами — надо хоть немного повзрослеть.

Вторая часть построена по принципу «а вот теперь отольются кошкам мышкины слезки». Но при всей дичайшей банальности читать это можно — и даже с интересом. Сергей Лукьяненко талантлив и даже банальщину пишет так, что до предсказуемого финала хочется добраться. Его герой — не супермен, с которым ничего не может случиться по определению. Скорее, наоборот: он настолько обыденно живой человек, что только законы жанра спасают его от многократной гибели. Он даже думает на отвлеченные темы и обобщает результаты своих размышлений. Получается очередной Коэльо: психология-лайт, доступная и патетическая одновременно.

Битва с непонятными злодеями из иного мира превращается тут в сражение с собственной совестью. Стать героем и спасителем мира не получается, а вся колоссальная мощь дается для влияния на свою судьбу. Вот и выясняется, что решать за себя — намного труднее, чем спасать мир. Особенно если решение не лежит в плоскости «как совершить подвиг и красиво погибнуть» — по типу большинства жанровых литературных героев.

Можно считать, что эта книга — гимн среднему классу, которого у нас почти что нет. Гимн конформистам, которые смыслом своего существования делают честное непафосное созидание. В этом смысле «Чистовик» наследует Стругацким коммунарского цикла — за полным вычетом борьбы против угнетателей и строительства коммунизма. И есть в этом что-то очень закономерное — что книжка с протестантской моралью «честно трудись на своем месте» появилась именно сейчас.