Москва
Москва
Петербург
«Противостояние художника и куратора будет всегда»

«Противостояние художника и куратора будет всегда»

Сокуратор выставки «Кураториум» Александра Обухова о необходимости заботиться о художниках.
— Нужны ли нам так сильно новые кураторы?

— Конечно, нужны: все, кто в состоянии предъявить набор навыков и непримиримую любовь к искусству, — нарасхват. У нас кадровый голод, по большому счету — работать некому. К тому же хороший куратор сам создает себе рабочее место.

— Тем более что в отечественных музеях мест для них пока нет…

— Наши музеи просто пока не знают, что им нужны кураторы, но так будет не всегда. Рано или поздно ситуация изменится. В этом нет сомнений. А пока победители конкурса, прошедшие стажировку в европейских музеях и галереях, в основном ориентированы на современное искусство. Мы предлагали участвовать и молодежи из Третьяковской галереи, например. Я не входила в жюри и не знаю, подавали ли они свои заявки, но в результате в финальном списке оказались только те, кто работает в полевых условиях современного искусства. Возможно, из-за того, что одним из условий конкурса было наличие реализованных проектов, а молодым и амбициозным кураторам из российских музеев трудно похвастать уже сделанными выставками.

— До сих пор большая часть кураторов у нас самоучки.

— Мы все учились по цеховому принципу — знания передавались от мастера к подмастерью, действовали вслепую, перенимая в том числе и ошибки учителей. Хорошо, что многие мои ровесники получили опыт работы в западных музеях, — там мы смогли увидеть, какие ошибки делаем. У следующего поколения уже появилась возможность получать знания и опыт в отлаженной институциональной системе.

— Что вам кажется самым важным результатом стажировок?

— Знаете, мы делали выставку не для того, чтобы похвастать, «как провели лето». Задача была показать не только обретенный профессиональный опыт организации экспозиционного пространства, но и опыт взросления, умение думать.

— Кого-то из этих ребят вы бы взяли на работу?

— Я бы с удовольствием пригласила любого, но все они уже работают, причем четверо в других городах — в Петербурге, Красноярске, Калининграде, Нижнем Новгороде.

— Что самое важное в профессии куратора?

— Как завещал нам великий Харальд Зееман, куратор — это не только менеджер, но и человек, у которого есть и право, и талант располагать произведения искусства так, чтобы зритель воспринял не только идеи собранных на выставке художников, но и его собственное сообщение.

— Никто не сомневается так часто в необходимости куратора, как художники.

— Противостояние художника и куратора будет всегда: даже самого Зеемана критиковали его любимые авторы. Но, с моей точки зрения, куратор все-таки нужен. Название этой профессии происходит от латинского слова «curare» — «заботиться». Вот куратор и заботится — об искусстве и о художниках. Часто именно благодаря куратору художник понимает, кем он является в контексте истории, в более широком кругу событий и имен (хотя никогда не признается в этом публично).

— Но иногда ведь забота и вред приносит.

— Бывает и такое. В нашей профессии, как и в любой другой, нужны талантливые, умные люди. А это редкость.

21 февраля 2012
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация