Москва
Москва
Петербург
Интервью: Барбара Крюгер

Интервью: Барбара Крюгер

Одна из самых ярких художниц 1970-х показывает инсталляцию в Москве.
Вы начинали с очень радикальных проектов…

Это недоразумение. Я никогда не считала себя радикальной: это было бы слишком романтично, а я совсем борец — ведь борьба обозначает уверенность, а для меня важен момент сомнения. Искусство — это способ понять, кем мы являемся и чего стоим. Думаю, что любые манифесты — просто шутка. Уверенность, не чувствующая сомнений, смешна. Но, конечно, каждый зритель видит работы по-своему…

Странно слышать, но уж от феминизма вы открещиваться не будете?

Конечно, я феминистка, но я не делаю феминистское искусство. Не думаю, что существует какой-то единый феминизм, есть множество феминизмов, для разных слоев общества он разный, а когда мы привязываем себя к какой-либо идее, или полу, или расе, это просто поиск возможности доминировать над другими. Когда я начинала, по стечению обстоятельств — исторических, общего понимания вещей, взглядов на то, что надо делать в искусстве — сформировался круг единомышленников: Дженни, Синди, Шерри, среди нас был единственный мужчина — Ричард Принс, и мы стали очень заметны. Но в то время было множество других женщин и женских галерей, с которыми у нас не было ничего общего.

Женский подход отличается?

Мужчины больше любят власть и используют ее, им нравится играть с концепцией мифа, легенды, которая окружает художника — знаете, в Европе художника считают чуть ли не посредником между Богом и обществом, а женщинам все эти стереотипы неинтересны. Для меня искусство — просто ежедневная работа, исследование, антропология, создание комментария. Я делаю работы о том, чем мы являемся друг для друга, как сосуществуем вместе — в инсталляции «Двенадцать» это разговоры разных людей: подростков, бизнесменов, мужа с женой и детьми — двенадцать сценок, которые длятся двенадцать минут.

Вы ведь никогда не использовали собственный образ в работах, как многие коллеги…

Не люблю фотографироваться. Говорю, что все, что нужно нам — это одна-единственная фотография — для некролога. За много лет работы поняла точно — отношения фотографа и модели это отношения контроля и власти, способ подчинять и подчиняться, как раз то, чего я стараюсь избегать.

Вы кажетесь очень скромной, а как же звездный статус?

У меня свой взгляд на вещи, но я не стремлюсь к тому, чтобы считали великой, какой-то особенной. Несколько лет назад я делала в Нью-Йорке, в Музее современного искусства выставку «Фотографируя величие», о том, как фотография создает стереотипы, как делают портреты — знаете, с такими важными лицами, в беретах, ореолах, и получаются карикатуры. Великими произведениями считают то, что получилось в результате комбинации вкуса, денег и власти. Конечно, это иногда случается с действительно хорошими работами, но бывает и наоборот. А о множестве замечательных произведений мы понятия не имеем — не все ведь могут правильно использовать ситуацию.

Радикальные жесты — один из способов влиять на эту ситуацию?

Это зависит от того, что понимать под радикальностью. Могу согласиться только с тем, что разрушаю барьеры. Думаю, что это часть феминизма, пересмотр языка, разрушение бинарной оппозиции, где есть только черное и белое, интерес к множеству оттенков серого. Но само это слово мне не помогает — «радикальное» создает собственный миф.

Извините, конечно, но вы миф…

Больше никогда не будут говорить о себе. Знаете, американская армия использует такой лозунг — будьте всем, чем можете. Не уверена, что для армии это хорошо, а для остальных — точно неплохо. Не надо сравнивать себя с другими — просто надо стараться реализовать себя, быть тем, кто ты есть, и настолько, насколько это возможно: смешным, умным, интересным. Женщинам самовыражение всегда давалось сложнее. А вы для кого интервью берете?

Для московского Time Out.

Ого, я помню первый номер лондонского — давно это было.

Ну тогда для Time Out вы точно миф.


Инсталляция Барбары Крюгер «Двенадцать» на Винзаводе
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация