Москва
Москва
Петербург
«Везение досталось мне не сразу…»

«Везение досталось мне не сразу…»

Один из корифеев «Маяковки» играет в пьесе о театре и цене успеха в нем — «Талантах и поклонниках» в постановке Миндаугаса Карбаускиса.
— Нужда в меценате, интриги в борьбе за роль, необходимость выбирать между любовью и сценой — пьеса Островского актуальна для современного театра?

— На мой взгляд, как все великие произведения, «Таланты и поклонники» намного шире и объемнее той темы, о которой вы говорите. Почему это пьеса о театре? Только потому, что там главный персонаж — актриса? Мне кажется, что нет. Она о любви, о нелюбви, о поисках любви, о потере, о призвании людей, об истинности и ложности этого призвания. Просто мы привыкли жить какими-то школьными, хрестоматийными представлениями. Например, Катерина в «Грозе» для нас — «луч света в темном царстве», как определили великие. И мы так и продолжаем ее воспринимать. Но классика на то и классика, чтобы с каждым днем раскрываться все глубже и глубже. Конечно, только для тех, кто готов взглянуть на нее попристальнее. Тем не менее в пьесе есть тема выбора, который встает перед талантом… Да, безусловно, и сейчас это как нельзя актуально, потому что мы живем в мире, где все для нас стало определяться чистоганом, материальными соображениями. Полезно именно сейчас поразмыслить об этом.

— Принято говорить, что актер — это зависимая профессия. Вы согласны?

— Могу в какой-то степени согласиться с этим. Да, зависимая, но это счастливая и радостная зависимость. Потому что если тебе удается работать с талантливым режиссером, который в тебе раскрывает что-то новое, то и бог с ней, с этой зависимостью! В такой зависимости нет ничего оскорбительного и обидного. Между прочим, режиссер ведь тоже зависим — от актеров, с которыми он сталкивается. Скажем, он выбрал актера и ошибся, но что-то не дает ему сделать выбор в пользу другого. Я знаю массу таких случаев. Режиссеру не всегда удается до конца осуществить свой замысел, то, что ему приснилось, то, что он нафантазировал.

— А что делать актеру, когда в его театре застой?

— Не знаю… Я, например, вот уже три года работаю с замечательным режиссером Михаилом Левитиным. В его театре «Эрмитаж» у нас вышло две премьеры. Мне вообще везло: я работал с замечательными режиссерами. Это везение досталось не сразу, но тем не менее досталось.

— Вы впервые играете в пьесе Островского?

— Да, но когда мы с Игорем Костолевским только пришли в Театр им. Маяковского в 1973 году, здесь шел спектакль «Таланты и поклонники» в постановке Марии Осиповны Кнебель. Мы исполняли в нем роли без слов — людей на вокзале, подносивших шампанское. Не знаю, можно ли это назвать встречей с Островским, но тем не менее.

— Как сегодня поживает «Маяковка»?

— Конечно, в театре жизнь невероятно забурлила, закипела, но об исторических перспективах пока говорить рано. Знаю одно: в театр пришел замечательный талантливый режиссер, человек большой культуры и большого мастерства. Если я могу ему как-то помочь в его устремлениях, я только рад. Если я окажусь человеком каким-то заскорузлым, ветхозаветным в своих актерских способностях и пристрастиях, буду только скорбеть, но пожелаю этому режиссеру всяческих благ, любви и согласия с этим театром. Ведь в Театре им. Маяковского работали замечательные и не чуждые ему люди: это и его учитель Петр Фоменко, и учитель Фоменко — Андрей Гончаров, так что есть некая традиция. Понятно, что начинается какой-то новый период в театре, каким он будет — бог весть.

— Нужда в меценате, интриги в борьбе за роль, необходимость выбирать между любовью и сценой — пьеса Островского актуальна и для современного театра?

— На мой взгляд, как все великие произведения, «Таланты и поклонники» намного шире и объемнее той темы, о которой вы говорите.

— Почему это пьеса о театре? Только потому, что там главный персонаж — актриса?

— Мне кажется, что нет. Она о любви, о нелюбви, о поисках любви, о потере, о призвании людей, об истинности и ложности этого призвания. Просто мы привыкли жить какими-то школьными, хрестоматийными представлениями. Например, Катерина в «Грозе» для нас — «луч света в темном царстве», как определили великие. И мы так и продолжаем ее воспринимать. Но классика на то и классика, чтобы с каждым днем раскрываться все глубже и глубже. Конечно, только для тех, кто готов взглянуть на нее попристальнее.

— Тем не менее в пьесе есть тема выбора, который встает перед талантом…

— Да, безусловно, и сейчас это как нельзя актуально, потому что мы живем в мире, где все для нас стало определяться чистоганом, материальными соображениями. Полезно именно сейчас поразмыслить об этом.

— Принято говорить, что актер — это зависимая профессия. Вы согласны?

— Могу в какой-то степени согласиться с этим. Да, зависимая, но это счастливая и радостная зависимость. Потому что если тебе удается работать с талантливым режиссером, который в тебе раскрывает что-то новое, то и бог с ней, с этой зависимостью! В такой зависимости нет ничего оскорбительного и обидного. Между прочим, режиссер ведь тоже зависим — от актеров, с которыми он сталкивается. Скажем, он выбрал актера и ошибся, но что-то не дает ему сделать выбор в пользу другого. Я знаю массу таких случаев. Режиссеру не всегда удается до конца осуществить свой замысел, то, что ему приснилось, то, что он нафантазировал.

— А что делать актеру, когда в его театре застой?

— Не знаю… Я, например, вот уже три года работаю с замечательным режиссером Михаилом Левитиным. В его театре «Эрмитаж» у нас вышло две премьеры. Мне вообще везло: я работал с замечательными режиссерами. Это везение досталось не сразу, но тем не менее досталось.

— Вы впервые играете в пьесе Островского?

— Да, но когда мы с Игорем Костолевским только пришли в Театр им. Маяковского в 1973 году, здесь шел спектакль «Таланты и поклонники» в постановке Марии Осиповны Кнебель. Мы исполняли в нем роли без слов — людей на вокзале, подносивших шампанское. Не знаю, можно ли это назвать встречей с Островским, но тем не менее.

— Как сегодня поживает «Маяковка»?

— Конечно, в театре жизнь невероятно забурлила, закипела, но об исторических перспективах пока говорить рано. Знаю одно: в театр пришел замечательный талантливый режиссер, человек большой культуры и большого мастерства. Если я могу ему как-то помочь в его устремлениях, я только рад. Если я окажусь человеком каким-то заскорузлым, ветхозаветным в своих актерских способностях и пристрастиях, буду только скорбеть, но пожелаю этому режиссеру всяческих благ, любви и согласия с этим театром. Ведь в Театре им. Маяковского работали замечательные и не чуждые ему люди: это и его учитель Петр Фоменко,и учитель Фоменко — Андрей Гончаров, так что есть некая традиция. Понятно, что начинается какой-то новый период в театре, каким он будет — бог весть.
19 января 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация