История Лиззи | Главное | Time Out
Главное

История Лиззи

Константин Мильчин   22 июня 2007
2 мин
История Лиззи
История кинговской Лизаветы - психологический ужастик. Но это не просто эффектное упражнение мастера жанра, а трогательная и очень личная книга.

Предпоследнюю книгу Кинга "Мобильник" критики встретили в штыки, а вот к "Истории Лиззи" отнеслись благосклонно. Начало у романа вполне обычное: красивая одинокая женщина Лиззи, вдова знаменитого американского писателя Скотта Лэндона, живет в большом доме. Действие разворачивается через два года после скоропостижной смерти Скотта, когда Лиззи после долгих сомнений все-таки решается приступить к разбору архива своего покойного мужа. На бумаги прозаика претендуют библиотеки и коллекционеры; филологи и фанаты надеются найти незаконченные произведения. Но переступила Лиззи порог кабинета погибшего супруга, как выясняется, очень зря: несчастную начинают одолевать навязчивые воспоминания, обостряются старые комплексы и мании. Хуже того, она начинает слышать голоса — в частности, голос мужа. У Лиззи и раньше были проблемы с психикой, а теперь все стало еще хуже. Вместо того чтобы воскрешать в памяти счастливые дни совместной жизни, она вспоминает, как во время выступления Скотта на одной из многочисленных церемоний какой-то псих выстрелил в писателя и продырявил ему легкое.

Стивен Кинг настолько крут, что может позволить себе отказываться от своих фирменных приемов: в его новой книге нашлось место и любви, и кошмарам, и автобиографическим зарисовкам, и элементам производственного романа. Если в предыдущем — "Мобильнике" — ужас бушевал на улицах, то в новом сочинении его источником является сознание героев. Мастер говорит: ад — это не другие, преисподняя начинается в нас самих. Но другие тоже охотно вносят свою лепту — например, по ходу повествования выясняется, что происхождение некоторых голосов вполне естественное: это Аманда, сестра Лиззи, разговаривает с ней, имитируя интонации Скотта.

История кинговской Лизаветы — психологический ужастик; если можно так выразиться, внутренний триллер. Но это не просто эффектное упражнение мастера жанра, а трогательная и очень личная книга. Рассказ о ранении в грудь Скотта перекликается с историей самого Кинга, который в 1999 году был сбит машиной — у него, как и у героя, было повреждено легкое. А зачин романа, исполненный сострадания к тяжелой доле жен живых классиков, — это, конечно, публичное признание в любви жене Табите, которой посвящен роман. Можно сказать, что Кинг написал книгу о самом себе, при этом не нарушив канонов триллера, которые сам же и создал.