Интервью: Джерард Майкл Маккарти | Кино | Time Out

Интервью: Джерард Майкл Маккарти

  26 мая 2008
3 мин
Интервью: Джерард Майкл Маккарти
Организатор Фестиваля ирландского кино в Москве объясняет, зачем все это надо.

Почему вы решили провести фестиваль именно здесь и сейчас?

Я много лет живу в России и постоянно вынужден отвечать на вопросы про Ирландию: «Чем отличается Ирландия от Англии», «Как развивается тамошний конфликт» и тому подобное. Поэтому мы подобрали фильмы, которые не только объясняют историческое положение Ирландии, ее конфликт с Великобританией, но также показывают какие-то особенности ирландского характера: чувство юмора, упертость. Частично это была провокация: все постоянно жалуются, что в кинотеатрах нечего смотреть, все новые фильмы неинтересны.

Почти половину программы составляют политизированные фильмы. Это нарочно, или просто в Ирландии ничего другого не снимают?

Конечно, политика — это очень важная тема, недавно я пересматривал «Кровавое воскресенье», и у меня просто кровь закипела. Я не могу спокойно на это смотреть, хотя, когда это случилось, мне было всего пять лет. А ведь угроза второй гражданской войны в 70—80-е была абсолютно реальной! Слово «терроризм» у любого ирландца до сих пор вызывает страшные ассоциации. И объяснить стороннему человеку ситуацию в Ирландии фильм может гораздо лучше любого рассказа.

Ирландские актеры сейчас стали голливудскими звездами первой величины (Колин Фаррелл, Лайам Нисон, Киллиан Мерфи), а режиссеры известны лишь киноманам. Почему так получается?

Во всех наших фильмах сильны прежде всего сценарии, а не режиссура. К тому же у нас до недавнего времени не было киноиндустрии как таковой. Нил Джордан — бывший писатель, Джим Шеридан — театральный режиссер. Остальные тоже пришли из других областей искусства. Я думаю, успех их фильмов был неожиданным для самих режиссеров. И когда фильм, основанный на глубоко национальном сценарии, получает международный успех, очень сложно выбрать свой следующий проект. Джим Шеридан, например, снимал в Лос-Анджелесе гангстерский фильм с 50 Cent, и я не думаю, что он хорошо разобрался в теме. Ирландские истории давались ему куда лучше.

Самый старый фильм фестиваля — «Поле» 1990 года. В Ирландии до этого момента вообще было кино?

Были какие-то фильмы, но все же начало девяностых — момент возрождения или даже рождения нашей киноиндустрии. У ирландцев появилась какая-то уверенность в себе, осознание, что наша история может быть кому-то интересна. Плюс это те фильмы, которые я и мои ровесники сами помним.

Какая в Ирландии политика кинопроизводства?

Есть очень хорошая система госфинансирования. Можно подать заявку с самой сырой идеей и получить деньги на написание синопсиса и сценария. Средний бюджет в Ирландии сейчас примерно как в России, может быть, даже ниже — максимум около 2 млн евро, чаще цифры скромнее. Вопрос в первую очередь в качестве сценария. Без хорошей сценарной заявки невозможно получить деньги.

Фестиваль ирландского кино