Сергей Лобан и Марина Потапова: ««Шапито-шоу» найдет дорогу к зрителю в любом случае» | Кино | Time Out

Сергей Лобан и Марина Потапова: ««Шапито-шоу» найдет дорогу к зрителю в любом случае»

  15 декабря 2011
5 мин
Сергей Лобан и Марина Потапова: ««Шапито-шоу» найдет дорогу к зрителю в любом случае»
Авторы главного отечественного фильма года — о трудностях работы продюсеров и режиссеров в России.

 — Расскажите, какая в итоге ситуация с прокатом «Шапито-шоу»?

—В середине января мы наконец выпускаем его в прокат. Правда, получилось, что это будет прокат, можно сказать, своими силами — за нас в итоге взялся независимый прокатчик, Максим Кузьмин из Organic Films, и мы ему на самом деле очень благодарны. Мы же вообще не понимали, как добиться даже того, чтобы фильм в принципе показывали в регионах — а он нашел какой-то выход из ситуации, и «Шапито» выйдет на 200 экранах.

— Не так уж и мало.

— Да, слава богу. Вообще все должно пройти хорошо — мы показывали фильм кинотеатрам, они все остались довольны, готовы ставить в прокатную сетку и показывать.

— А в каком виде? Когда мы с вами летом разговаривали, вы хотели прокатывать его двумя частями.

— Да, и одновременно их выпустить — чтобы зритель мог посмотреть половину, а на следующий день — или сразу — вторую. Или наоборот, решить, что и двух новелл из четырех ему достаточно, и остальные не смотреть. Ну, на самом деле, так и должно получиться — эта идея более-менее нашла понимание, фильм так и будет идти двумя сеансами. Некоторые кинотеатры, правда, все равно хотят показывать «Шапито-шоу» целиком — ну и мы, в общем, не против.

— А у крупных прокатчиков вы так и не нашли понимания?

— Нет, ни с кем в итоге не смогли договориться — но это, в общем-то, и неудивительно: мы понимаем всю сложность проекта — из-за его хронометража, в первую очередь. Словом, была нужна определенная гибкость в подходе к выпуску фильма, которую никто из мейджоров оказался не в состоянии проявить.

— Не было разочарования из-за этого?

— На самом деле нет — мы всерьез уверены, что фильм дорогу к зрителям найдет в любом случае. Такое есть ощущение. Ну и потом у нас не было никаких ожиданий от киноиндустрии. Единственное — после Московского кинофестиваля казалось, что это будет проще все гораздо. А оказалось, что это ни на что не влияет. Но все равно — тут нет ничего страшного.

— Вы же сейчас затеваете краудфандинговую историю — по аналогии с американским сайтом Kickstarter.org, который помогает кинематографистам находить инвесторов там, где их никто никогда и не думал искать.

— Да, «Напарапет». У нас к сожалению, пока не хватает времени им заниматься, мы пока не можем свои силы аккумулировать, чтобы на него их бросить. Но «Напарапет» — это будущие перспективы, там грандиозные возможности для людей, которые чем-то таким же, как и мы, занимаются. Главное, он позволяет исключать из процесса ненужных людей — и замыкать производителей и потребителей друг на друга, делать так, чтобы они друг от друга зависели. Тут сразу будет понятно — если ты принес что-то нормальное, какой-то интересный проект, то люди тебя поддержат. Это очень хорошая, правильная, открытая система, которая начнет рано или поздно работать, в чем мы уверены.

— Как вы вообще пришли к этой идее? То есть понятно, что она витает в воздухе — ведь тот же Kickstarter реально работает — но почему именно вы?

— Мы просто рассуждали, как нам обрести экономическую свободу — потому что все равно сложно иметь дело с продюсером, пусть даже и самым лучшим, как у нас, и готовым терпеть то, что мы не всегда себя адекватно ведем. И поняли, что вот эта система дает тебе механизмы, чтобы как-то существовать, контактируя напрямую со зрителем. Придумали, нашли какие-то аналоги — в тот момент Kickstarter еще только начинался, и были другие подобные сайты. Мы пришли к выводу, что и медиа развиваются в том же примерно направлении, и в какой-то момент это все будет естественной, обычной совершенно вещью. Этого нельзя избежать — как, например, свободного распространения контента в интернете, и мы к этому придем. Может, не мы, а кто-то другой это осуществит, но так или иначе работать эта схема будет.

— Вы вообще теперь какое для себя видите место в индустрии? Не хочется уйти от всего этого в андерграунд — или наоборот снять что-то решительно коммерческое?

— Нам сейчас интересна история с сериалами. И схема сериала нам кажется сейчас логичной, и экономика его производства нам хорошо понятна — мы можем свободно себя внутри этого чувствовать. И форма интересная — в общем, хотелось бы этим заняться. В России ведь сейчас и близко нет ничего, что можно было бы сравнить с сериалами, которые делают в Англии, Америке, во всем мире. И это как раз может дать экономическую свободу, чтобы и кино снимать, и другие вещи какие-то делать.

— Не боитесь и здесь натолкнуться на непонимание — только уже со стороны телеканалов?

— Конечно, боимся — но с другой стороны ситуация такова, что руководители наших телеканалов прекрасно понимают сериальную конъюнктуру во всем мире. Есть канал HBO, который является образцом качества и производит даже не сериалы, а настоящие фильмы, просто с большим хронометражем. И здесь, я думаю, каждый канал хочет чего-то подобного и об этом только мечтает. Поэтому, мне кажется, это хорошая ниша для экспериментов пока еще.

— Вы в целом как бы для себя этот год охарактеризовали?

— Как удачный. Пусть не без проблем, но как мы в общих чертах планировали, так и получилось.