Москва
Москва
Петербург
Призраки Гойи

Призраки Гойи

"Призраки Гойи" - это история конформиста, разрушающего чужие судьбы так же эффективно, как и неумолимый ход Истории.
Незадолго до Французской революции и наполеоновских походов испанская инквизиция холодеющей рукой хватает за горло последнюю жертву. Фанатичный священник Лоренцо (Бардем) уличает в ереси купеческую дочь Инес (Портман), по совместительству — любимую модель художника Франсиско Гойи (Скаарсгаард). Религиозный пыл Лоренцо едва скрывает вожделение — получив власть над Инес, он регулярно насилует ее в тюремной камере. Добрый католик уверяет, что невиновному Господь поможет вытерпеть пытку, а сознается только тот, кого пытали за дело. Отец Инес блестяще опровергает этот тезис, заманивая Лоренцо в свой дом и выбивая из него письменное признание в том, что он обезьяна. Церковная администрация по почте получает бумагу и лишает обезьяну сана.

Революционные бури и смена формаций остается за кадром: без всякого предупреждения возникает титр "Прошло 15 лет" и вот расстрига Лоренцо является уже атеистом — на коне и в составе революционной французской армии. Жизнь постаревшей Инес и ее рожденной в неволе дочери-проститутки безнадежно сломана, но и на Лоренцо со временем находится управа и петля.

Гойя тут, собственно, и ни при чем — так, чтобы разговор завязать. Вкрадчивому, ничуть не похожему на испанца Скарсгаарду досталась роль пассивного наблюдателя, который в самые драматичные моменты лишь печально качает головой. Тут Милош Форман не изменяет своей буквалистской традиции: "Амадей" был об Амадее, "Вальмон" — о Вальмоне, а "Призраки Гойи" — о людях, тенях и полутенях, окружавших живописца (в финальных сценах Портман, загримированная под старуху, физиономией очень напоминает "Сатурна, пожирающего своих детей").

Единственная проблема — Гойя и в картинах маслом, и в офортах своих никогда не был плоским. У Формана же даже воплощенная телесность — Хавьер Бардем — весь фильм ходит деревянным буратиной. Возможно, причина в том, что испанскому актеру пришлось играть на английском языке — такое ощущение, что у него от каждого слова в языке остается заноза.

Вглядываясь в это деревянное лицо, разгадать мотивации Лоренцо невозможно. О них узнаешь только из интервью Бардема, который объясняет, что "Призраки Гойи" — это история конформиста, разрушающего чужие судьбы так же эффективно, как и неумолимый ход Истории. Приходится с огорчением признать: после долгого перерыва большой художник Милош Форман снял фильм, про который лучше тысячу раз услышать, чем один раз увидеть.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Призраки Гойи

Призраки Гойи

Несмотря на название, «Призраки Гойи» — совсем не байопик испанского художника, а фильм о людях, тенях и полутенях, окружавших живописца.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация