Новая жизнь
"Однажды я прочитал книгу, и моя жизнь полностью изменилась. Еще читая первые страницы, я ощутил такую ее силу, что мне показалось, будто тело мое отрывается от стола, за которым я сидел, и улетает". Так начинается "Новая жизнь" Орхана Памука, написанная в 1994 году, после феноменального успеха "Черной книги" и за несколько лет до триумфа романа "Меня зовут Красный".
Памук в это время уже не просто "Умберто Эко из Стамбула", но и еще не нобелевский лауреат. В жизни читателя ни первые, ни даже последние страницы ничего не изменят но из "Новой жизни" можно узнать много нового о турках и Турции. Например, о том, что народ этой страны всегда увлекался часами. "У нас есть два пути приближения к Аллаху. С помощью оружия путь джихада, и с помощью часов путь намаза. Они заставили нас сложить оружие. А теперь выдумали поезда, чтобы сломать наши часы. Всем известно: самый большой враг намазов расписание поездов", рассуждает один из персонажей книги.
Роман и по стилю, и по изложению напоминает сон, в котором кошмарные видения чередуются с эротическими, а смерть с воскрешением. Сон этот безумный и липкий, но при этом цветной и необычайно красивый. Итак, главный герой прочитал книгу, которая полностью изменила его сознание: заставила бродить по городу, искать загадочную девушку по прозвищу Ангел, а затем отправиться с ней в длительное странствие по всей Турции. Он ездит в автобусах, общается с пассажирами и каждому рассказывает о себе новую легенду. Автобусы переворачиваются, падают в пропасть, пассажиры гибнут, но рассказчик всегда отделывается лишь легкими царапинами.
Смерть все время ходит рядом, но герой, похоже, ее вовсе не интересует. В некоторых городах он встречается с людьми, читавшими ту самую Книгу.
Писатель начал работу над этим романом после того, как закончил сценарий к фильму по "Черной книге", и некоторые эпизоды по форме напоминают киносцены. Впрочем, для самого Памука "Новая жизнь" стала раскадровкой, точкой сборки всей его прозы в ней сошлись его прошлые и будущие сочинения. Здесь текст меняет человека, как в "Черной книге", автор бесконечно тасует двойников, как в ранней "Белой крепости". При этом Восток сталкивается с Западом, как в "Снеге" (2002), а историко-бытовые зарисовки выглядят как в "Стамбуле" (2004), русский перевод которого вышел в прошлом году. Так что некоторая непоследовательность российских издателей читателю только на руку "Новую жизнь" стоит читать последней.