Интервью: Гарри Гаррисон
Вы знаете, что вы в России великий писатель, и ваши книги, кажется, читал каждый, кто вообще умеет читать?
Как раз недавно это выяснил — думаю, это здорово!
И как вы относитесь к своей славе?
Мне она очень нравится! Ведь я пишу, чтобы быть прочитанным, и это — главное счастье.
Вы знаете кого-нибудь из российских фантастов? Может быть, среди них у вас даже есть любимые авторы?
Я читал Ефремова, и мне нравятся романы Стругацких.
Два года назад вы были на Евроконе на Украине. Теперь вы собираетесь в Москву. Как вы думаете, русскоязычная фантастика чем-то отличается от англоязычной?
Литература — нет. Но вот отклик аудитории существенно превосходит англоязычную.
Вы не ревнуете к славе модных нынче авторов?
Напротив! Писателю так сложно добиться успеха, что я просто люблю тех, у кого это получается.
Я знаю, что вам было 7 лет, когда вы увлеклись научной фантастикой. Почему именно фантастика? А еще что-нибудь читали — приключения, например?
Да я вообще читал все, что под руку попадало: фикшн, нон-фикшн, приключения, детективы. Но фантастика в результате стала моей страстью.
Тогда почему вы вдруг решили стать художником?
Это было раньше. Только после того, как я состоялся в качестве художника, я понял, что писать для меня гораздо важнее.
А почему вы решили рисовать именно комиксы?
Да ничего я не решал, это был самый простой способ заработать.
Тогдашние комиксы сильно отличались от теперешних?
Да все они одинаковые.
И кто придумывал ваших героев?
Не я — я только рисовал. Мои собственные герои появились, только когда я уже стал писать книги.
Вам не кажется, что сейчас жанр фэнтези все-таки вышел на первый план по сравнению с научной фантастикой?
Надеюсь, что вы не правы. Я думаю, что научная фантастика гораздо более качественная и сложная форма вымысла.
А сами-то вы почему перестали писать художественную литературу?
Возраст, знаете… Когда тебе 83, все валится из рук.
Вы как-то сказали, что футурологи всегда ошибаются, а вот фантасты часто оказываются правы. Почему так происходит?
Предсказания футурологов всегда строго линейны. Это произошло сегодня — значит, это же произойдет завтра. Авторы, которые пишут в жанре научной фантастики, имеют воображение представить себе, что будущее будет существенно отличаться от настоящего!
Можете специально что-нибудь предсказать для журнала Time Out?
К несчастью, да. Перед тем как станет совсем плохо — будет еще хуже. Масло прольется, и мы опять не сможем этому помешать.
Вы часто повторяете, что вам нравится русская водка. А чем предпочитаете закусывать?
Только белужьей икрой, разумеется.
5 легендарных фантастов, которых уже нет с нами:
Артур Кларк. Самый провидческий из фантастов: предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована и обеспечила создание во второй половине XX века практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Автор «Космической одиссеи» умер 19 марта 2008.
Станислав Лем. Автор среди прочего «рассказов о пилоте Пирксе» и романа «Солярис», который выдержал несколько экранизаций. Наверное, самый «гуманистический» из фантастов — его больше занимали коммуникативные проблемы человечества и невозможность общения с внеземными цивилизациями. Умер 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет.
Роберт Шекли. Начинал как поклонник Рэя Брэдбери. Его занимали стереотипы социального поведения человека. Это есть уже в его первом романе «Корпорация “Бессмертие”», рассказывающем о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле. Шекли был не очень популярен на родине в Америке, но зато стал одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов. Умер 9 декабря 2005.
Айзек Азимов. Автор около 500 книг — художественных и научно-популярных. Некоторые термины из его произведений — robotics (робототехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. Умер 6 апреля 1992.
Роберт Хайнлайн. Очень продуктивный и разносторонний. В его книгах затрагиваются все темы — от философии до свободной любви. Хотя в основном писал в жанре НФ (вместе с Кларком и Азимовым их называли «большой тройкой» научных фантастов, оказавших наибольшее влияние на этот жанр в середине XX века), в последние годы написал несколько фэнтезийных рассказов. Умер 8 мая 1988.